Случайный министр

Вот все время думаю: как стать министром? Ну, во-первых, надо пиджак хороший и дорогой купить. А во-вторых… Стечение обстоятельств? Именно стечением обстоятельств когда-то, в начале начал новой власти объяснил свое необъяснимое попадание в кресло министра экологии Павел Игнатенко. И действительно иначе это назначение трудно было назвать – человек с экономическим образованием, который от экологии даже дальше, чем от балета, и вдруг министр именно в этой сфере. Больше того, по результатам первых сто дней работы правительства тогда еще Юлии Тимошенко, журналисты именно Игнатенка в паре с культуристкой Билозир признали наихудшими из министров.

 Но никакие политические передряги не влияли на неизменность доверия к Игнатенко. Ушла Тимошенко, ушел Порошенко, а вот Игнатенко остается. Больше того, в отличии от всех других министров и министерств в адрес экологической структуры даже как-то и критики не звучало. Возможно потому что и критиковать-то было нечего – кроме долгоиграющего ремонта министерского офиса, активных действий ни на одном из многочисленных профильных фронтов минэко Игнатенко не проводил. До последнего времени. Главный скандал взорвался в аккурат перед выборами. И вот это уже не случайное стечение обстоятельств.
 
Павел Игнатенко попал в политику из бизнеса. Причем даже не своего. Закончив учится, он опять-таки СЛУЧАЙНО попадает в компанию Альфа-капитал. Компания российская, как раз начинала делать свои первые шаги в Украине. Павел Игнатенко, по личным признаниям, СЛУЧАЙНО познакомился с руководителем и довольно быстро стал одним из ведущих менеджеров. И никакой политики. Пока. В 2002 он так же ВНЕЗАПНО попадает в список «Нашей Украины». Под 38, точно проходным, высоким номером. Причем как беспартийный, по личной квоте Виктора Ющенко. Тогда список подробно не анализировали. Игнатенка никто не знал.
 
Уже попозже появились небезосновательные подозрения, что Альфа-капитал финансировал кампанию Нашей Украины 2002 года. Выбор российско-украинский бизнес сделал правильный. Павел Игнатенко эту информацию впоследствии даже не особенно-то и опровергал. Мол, ничего не знаю. Однако есть информация, что не только знал, но даже участвовал. Как связующий. На выборах 2004 Павел Игнатенко зарекомендовал себя бойцом и организатором. В третьем туре он выжал из пророссийского Севастополя 8% за Ющенко. Молодец, но причем тут, позвольте спросить, бедная экология? СЛУЧАЙНОСТЬ? Хороший организатор, другого места не нашлось? Как бы не так.
 
Только осваивающийся со значком народного депутата Павел Игнатенко попал в «НАШЕЙ УКРАИНЕ» в группу «РАЗОМ». Там, как известно, собрались все «люби друзи»: Петр Порошенко, Давид Жвания, Третьяков, Мартыненко. Словом, все денежные мешки Нашей Украины. На их фоне молодой и «бедный» (все узнается в сравнении) Игнатенко был в тени. Но связь с этой группой, как политическими корнями, не отрицал и после назначения министром. Все вышеперечисленные господа – успешные бизнесмены. И почти всех их роднит участие в нефтегазовой отрасли. Кстати, компания Альфа-капитал – трудовая родина Игнатенко – тоже работает на этом рынке.
  
Нефтяной кризис прошлым летом, кстати помните? Когда Юлия Тимошенко пробовала бороться с монопольным сговором российских собственников украинских НПЗ? Виктор Ющенко тогда впервые остро раскритиковал премьера за нерыночность. Интересно, кто подсказывал Президенту стать на сторону российских монополистов, в том числе и того же Альфа-капитала?
 
Теперь дальше, самое интересное. Минэкологии при новой власти вернули право курировать сферу недроиспользования. Возможно именно этим и объясняется СЛУЧАЙНОСТЬ назначения Игнатенка именно в минэкологии. Будучи далек от самой экологии, к этому самому геологическому, даже нефтегазовому ракурсу Павел Игнатенко был явно ближе. Раньше вопросами недропользования занимался госкомитет природных ресурсов, как раз в промежутке после скандальной истории Семиренковского месторождения. Там, как известно, лицензию забрали у Порошенко и отдали Шуфричу с Рудьковским. После смены власти Госкомитет ликвидировали, а все Авгиевые конюшни, что остались после него, передали в ведомство Игнатенко.
 
Разгребать проблемные вопросы поручили Степану Лизуну. Это едва ли не единственный человек, который может разобраться в этой сфере. Лизуна время от времени приглашали на один и тот же пост первого замминистра при разных властях, а вот целое ведомство почему-то никогда не предлагали. Очевидно, в этой сфере нужны не просто профессионалы, а люди, которые смогут лоббировать интересы определенных групп.
Что касается определенных групп. И компании Порошенка, и компании Мартыненка-Жвании пострадали от деятельности Госкомитета природных ресурсов.
 
Очевидно (возможно), что, получив власть, они не прочь были получить потерянное назад. Тем более, что поводы разбираться с незаконной деятельностью Госкомприродресурсов были. Именно на эту «черную» работу и бросили Степана Лизуна. Экологией никто фактически не занимался. Не удивительно, что в Запорожье при несильном ветре сквозь смог солнца не видно. Чернобыль как был черным пятном на карте, так и остается.
 
Никаких сдвигов не было ни в строительстве саркофага, ни в строительстве хранилища ядерных отходов. Да и зачем? Главные силы были брошены на сферу, которая может приносить миллионные, нет – миллиардные прибыли. Добыча газа. Достаточно сказать, что только одна скважина может приносить миллион долларов чистой прибыли в месяц! Фактически было принято решение провести реприватизацию недр. И распродать то, что осталось.
 
Лизуну не пришлось слишком долго изучать работу своих предшественников. Уже к концу 2005 года результаты работы комиссии под его началом были известны и в общем-то прогнозируемы. Госкомприродресурсов  просто воровало недра. Однако часть лицензий попало в руки честных компаний – не в смысле только частных, но и государственных – НЕФТЕГАЗА и НЕДР УКРАИНЫ. Но материалы проверки решили использовать совершенно в другом ракурсе – признать недействительными все лицензии 2004 года, чтобы провести реприватизацию. Виновных чиновников никто даже и не думал наказывать.
 
Прокуратура с одной стороны признает лицензии незаконными, а с другой и не думает возбуждать уголовные дела против тех, кто их издавал. Как правильно заметил глава профильного парламентского комитета Геннадий Руденко, государство обмануло бизнесменов, пусть садят виновных, а причем тут бизнес? Степан Лизун, ответственный за отрасль, оказался между молотом и наковальней. Бизнес ждал ответа от министерства, министр молчал и Лизуну приходилось отдуваться. Хотя полномочий на принятие принципиального решения у него не было. Скорее всего, Игнатенко ждал выборов. Тогда под шумок легче принять любое решение.
 
Возможно, «политические корни» СЛУЧАЙНОГО министра из бывшей группы РАЗОМ хотели какого бы то ни было ответа быстрее, но тактический расчет тут был важнее. И вот за две недели до выборов приговор прозвучал. По большинству лицензий можно прийти к мировому соглашению – пусть бизнес только доплатит деньги. Правда и тут Игнатенко оплошал – он немного перепутал цифры – Лизун, который ориентируется куда лучше, назвал другие. А вот около 200 лицензий государство просто заберет и, наверно, продаст (отдаст?). Все окончательные решения будут принимать в ручном режиме.
 
Причем тут Игнатенко позволил себе вообще непростительную для министра речь – он во всеуслышание заявил, что вопросы будет решать сам, в своем кабинете. Тут и суммы доплат прозвучат и кому что. Вот разве что чем отличаются подходы Игнатенка от подходов старой власти – теперь у нас открытость. И наконец министр Игнатенко (опять открыто) заявил, что сразу после выборов (аккурат пока не успеют поменять министров) собирается продать самое перспективное месторождение Украины – Сахалинку. Начальная цена аукциона – 200 миллионов. ГРИВЕН. Хотя эксперты оценивают Сахалинку, на которую, кстати, есть действующая лицензия у ГОСУДАРСТВЕННОЙ компании НЕДРА УКРАИНЫ, в полтора МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ.
 
А чтобы компания НЕДРА УКРАИНЫ этому полезному процессу не мешала, Игнатенко провел таки через Кабмин СЛУЧАЙНОЕ и НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ о снятии с должности руководителя НЕДР. А на его место СЛУЧАЙНО едва не назначили человека, близкого к тем же структурам ЛЮБЫХ ДРУЗИВ, которые работают на нефтегазовом рынке.
 
Вот такие вот случайности в наше случайное время. А будущей коалиции уже время задуматься о том, чтобы следующий министр экологии не был таким уже случайным. Чтобы от смены власти не зависела смена собственников в жизненно важных сферах экономики страны.
Кстати незаангажированных профессионалов в этой сфере долго искать не надо. Они под боком.