На прошлой неделе были обнародованы результаты заседания СНБО, оформленные в виде указа Президента, по результатам которого приняты беспрецедентные меры по ужесточению контроля над освоением полезных ископаемых в Украине.
В отчете СНБО все упущенные Украиной шансы замещения импорта за счет наращивания добычи собственного сырья и сорванные сроки освоения перспективных месторождений названы не были. Однако, исходя из оценки эксплуатационных организаций, к упущенным шансам замещения импорта в первую очередь можно отнести отложенные проекты в сфере нефтегазодобычи, а также сорванные планы освоения Украиной ряда крупнейших в Европе месторождений цветных металлов (Жиричевское месторождение медных руд, Капитановское месторождение хромитовых руд и Новоконстантиновское месторождение урановых руд). По итогам заседания без указания отраслей были обнародованы данные о числе компаний, которые разрабатывают полезные ископаемые в Украине без всяких лицензий, — таковых оказалось более тысячи. Вся отраслевая статистика нелицензированной добычи осталась неразглашенной, правда, накануне заседания СНБО участились упоминания прессы о росте числа нелегальных угольных шахт на Донбассе и подпольных янтарных приисков на Волыни.
К «черной тысяче» горнодобывающих предприятий не отнесены 659 контрактов, сформировавших серый рынок добычи. Согласно им эксплуатационные предприятия производили лицензионную добычу, но не вели должной отчетности, то есть скрывали действительные объемы эксплуатируемых ресурсов (государственный учет запасов был зафиксирован только в 88 из указанных 659 лицензионных соглашений). Исходя из этой категории негативных явлений, можно предположить, что главным, но неназванным объектом критики СНБО стали некоторые нефтегазодобывающие предприятия, которые организовали «фирменные» системы учета и разведки запасов месторождений, предоставленных государством. Кроме этого на заседании СНБО отмечалось, что на протяжении последних пяти лет Минэкологии выдавало лицензии коммерческим структурам (даже хлебозаводам), которые не имели специалистов, оборудования и необходимых средств на исследовательско-промышленную добычу, что привело к хищнической эксплуатации месторождений.
В отчете заседания СНБО было отмечено, что из-за трехлетнего противодействия правительственных ведомств развитию добычи в режиме production shearing (реализации Закона «О распределении продукции» от 4.09.1999 г.) была произведена консервация ряда перспективных проектов и отложены сроки реализации важных для экономики соглашений с иностранными инвесторами. Как и в случае с другими данными заседания СНБО, факты саботажа чиновников и срыва в 1999–2003 гг. работоспособных проектов не были конкретизированы. Однако, исходя из данных прессы, в указанный период из-за несовершенства нормативной базы о режиме production shearing был фактически сорван крупный контракт с корпорацией ВР на доразведку нефтегазоносных месторождений Днепро-Донецкой впадины, а также отложены сроки реализации проектов освоения месторождений газа на Черноморском шельфе.
В части противодействия нормализации работы отрасли отмечено, что Кабмин до сих пор не утвердил Порядок проведения конкурсов по вопросу получения лицензий на право пользования недрами. Проект соответствующего постановления правительства был подготовлен только к 10 марта 2003 г., в то время как в прошедшем году вне конкурса Минэкономресурсов было выдано 105 лицензий.
По результатам заседания СНБО Президент Леонид Кучма подписал указ, согласно которому МВД, ГНАУ и КРУ до июля текущего года поручено проверить все лицензионные соглашения на пользование недрами. Президентский указ возложил на Кабмин обязанность до сентября 2003 г. усилить госконтроль над деятельностью ведущих предприятий отрасли — НАК «Надра України», ГАК «Украинские полиметаллы» и ГАК «Укррудпром». В указе не отмечены направления деятельности этих госкомпаний, требующие повышения контроля, однако нетрудно предположить, что для выполнения указа КМУ придется проверить все их добывающие СП.
Кроме этих мер, до ноября текущего года правительство проведет инвентаризацию госсобственности в отрасли, на основе которой до конца 2003 г. разработает предложения по созданию промышленно-финансовых групп. Пока объединения государственных промышленных активов с банковским капиталом в группы, имеющие все признаки ПФГ, в Украине работают лишь в титановой промышленности (ГАК «Титан») и формируются в добыче каменного угля, тогда как проекты организации подобных объединений в ряде отраслей цветной и черной металлургии остаются на бумаге.
В целом указ продемонстрировал крайне низкий уровень правового обеспечения горнодобывающей отрасли. Только после 11 лет независимости Украина получит Единый лицензионный платеж, Кодификацию законодательства в области охраны и использования недр, типовое Соглашение о совместном распределении продукции, Порядок представления компаниями-лицензиатами гарантий платежеспособности, Государственный архив геоинформации, Кадастр земельных участков с месторождениями полезных ископаемых общегосударственного значения и Методику определения рыночной стоимости запасов. Будут ли выполнены эти титанические задачи правительством Виктора Януковича — покажет отведенное для выполнения указа время, в период которого, вероятно, проверки выявят многочисленные нарушения в добывающих предприятиях, близких к лидерам парламентской оппозиции.