Катастрофа, разразившаяся в последние дни старого года в Юго-Восточной Азии, очередной раз напомнила человечеству о хрупкости его существования на этой планете. Всего за несколько часов океанская стихия унесла жизни более 255 тысяч человек. В том числе и трех украинских граждан. И посеяла страх перед будущим у миллионов людей, живущих на побережье. Украина, к счастью, расположена вдали от эпицентра океанских катастроф. Но не таит ли в себе иных, не менее страшных сюрпризов наше мирное Черное море? Об этом мы сегодня беседуем с Юрием Дмитриевичем ШУЙСКИМ, профессором, заведующим кафедрой физической географии Одесского национального университета, доктором географических наук, президентом Ассоциации «Евроберег-Украина».
— Юрий Дмитриевич, так что же это за явление такое — цунами?
— Цунами представляет собой сейсмическую волну в океане. Вообще, волны могут быть вызваны различными причинами — ветрами, приливами, рядом других воздействий. Но цунами вызывают только резкие вертикальные подвижки морского дна. Ну, как если бы вы, сидя в ванне с водой, резко опустили вытянутые руки.
— И насколько часто происходит это явление в природе?
— В течение года в мировом океане происходит много тысяч толчков, которые вызывают сейсмические волны. По сути, они идут непрерывно. В океане, особенно в западной части Тихого океана, много активных участков морского дна. Поэтому цунами и происходят чаще всего в районе Японии, Филиппин, Курильских островов, Камчатки и Гавайских островов. Характер и природу любой волны определяет ее высота и длина. Волна считается опасной, если ее высота достигает более одного метра. Но такие волны встречаются редко. Даже в открытом океане они появляются не каждый год. А что касается, так называемых волн-убийц, которые достигают в океане высоты более пяти метров, то это случается один раз в сотню лет. Правда, в периоды особой активности земной коры это может происходить несколько чаще.
— Какова вероятность возникновения подобных процессов в Черном море?
— В Черном море все по-другому. Здесь подвижки горных пород настолько незначительные, что существенных волн не вызывают — 50—60 сантиметров высотой, не более. Периодически затопления происходят в Крыму, но они отнюдь не катастрофичны.
Однако история знает достаточно случаев, когда в результате сильных землетрясений у черноморских берегов поднималась волна высотой более одного метра возле берега. В 1939 году в результате 11-балльного землетрясения в Малой Азии поднялась такая волна цунами. Она унесла с собою жизни более 23-х тысяч человек. Сегодня с учетом процесса трансформации природных явлений высота волны в Черном море при схожих условиях может достигать уже 2,5 метра. Прибойный поток такой волны может кратковременно затопить полосу суши около 150 метров шириной там, где берег высокий, и до четырех-шести километров в пологих районах пересыпей и перешейков. Таких пересыпей на территории Одесской области множество. Но все эти наблюдения касаются формирования цунами, когда эпицентр землетрясений располагался возле берега. Если же случится так, что эпицентр землетрясения окажется в море, вдали от берега, это может вызвать волну до пяти метров высотой. Вот это в силах обернуться действительно серьезными неприятностями для многих черноморских прибрежных городов. Но вероятность такого развития событий сегодня ничтожно мала.
— Это несколько успокаивает, но все-таки, согласитесь, тревожно жить возле моря с мыслью о том, что твой дом однажды может оказаться под толщей воды?
— Думаю, особо переживать не стоит. Единственное место, где можно ожидать существенного затопления, — это Ак-Монайский перешеек к востоку от Феодосии. И то сейсмографы никакой особой активности в этом районе не прогнозируют. А вот что реально может оказаться опасным для побережья, особенно в северном районе Черного моря, так это сильные штормы. Опасность состоит в разрушении берега под влиянием сильных штормов. Берег здесь сложен из очень слабых горных пород. Они очень нестойкие, поэтому под воздействием шторма берег сразу отступает на 15 метров. Ежегодно от волнового разрушения Украина теряет в среднем около 65 гектаров территории. Если год не штормовой, эта цифра снижается до 38 гектаров. Но если море активно и шторма повторяются часто, потери составляют до 208 гектаров в год. В Одесской области море в основном съедает площади курортных районов: Затоки, Бугово, Санжейки, Чабанки. В Херсонской области это пгт. Лазурное. Коренные жители, зная коварство водной стихии, всегда селились в 800—1000 метрах от моря.
А нынешние застройщики стремятся расположиться фактически на пляже и подставляются под удар. Под воздействием моря берег постоянно отступает, и чем ближе к кромке воды постройки, тем больше у них шансов быть разрушенными. Это хроническая беда прибрежных территорий.
— Существуют ли другие угрозы для приморских территорий?
— Да. В связи с современными изменениями климата происходит непрерывное повышение уровня моря. Меняется водный баланс в морях и океанах. А поскольку Черное море является внутренним, слабо соединенным с мировым океаном, то эти изменения на нем сказываются особенно сильно. За последние 50 лет интенсивность повышения уровня в нем возросла примерно в семь раз. Можно сказать, что процесс приблизился к критической отметке. В целом по мировому океану уровень повышается до 28—29 сантиметров за сто лет. А на отдельных участках Черного моря эта цифра доходит до 150 сантиметров. Если так будет продолжаться, то к 2100 году на различных участках уровень воды может повыситься от 0,5 до 2 метров.
— И чем это нам грозит?
— Прежде всего активизацией разрушительного процесса на побережье. Если, скажем, сегодня в районе курорта Санжейки берег отступает на 1,3—1,4 метра в год, то при таком повышении он будет отступать со скоростью 5—6 метров в год. То есть за каких-нибудь 20 лет море просто слижет с лица земли этот поселок.
— Какие еще прибрежные районы могут оказаться затопленными в результате повышения уровня моря?
— Это Придунайский район — село Приморское и город Килия, затем Затока, Сергеевка и часть Одессы. Затопленными окажутся все пересыпи лиманов, которые в основном расположены в Одесской области. И дальше — весь район от Днепробугского лимана в районе Херсона до Бакальской косы в северном Крыму. И это абсолютно реальная перспектива.
— Могут ли берегоукрепительные сооружения или дамбы остановить разрушительные процессы?
— В том-то и дело, что противостоять этому не могут никакие сооружения. Но не забывайте, что реальная угроза возникнет еще через десятки лет. Пока это только прогнозы. И даже они еще не окончательно разработаны. Чтобы досконально изучить эти природные процессы, нужны постоянные исследования, а они требуют серьезного и длительного финансирования. Тогда мы сможем утверждать что-то более конкретно. Проблема в том, что сегодня в Украине никто, кроме ученых, этими вопросами всерьез не интересуется. Даже в Польше, не говоря уже о Соединенных Штатах и Великобритании, существуют отдельные службы, которые ведут постоянный мониторинг состояния берега. У нас такой службы нет. Хотя ее необходимость очевидна.