Украина допустила Royal Dutch Shell к своей газотранспортной системе. 8 июня в Гааге «дочка» НАК «Нафтогаз України» «Укргаздобыча» и крупнейшая европейская нефтегазовая корпорация Royal Dutch Shell подписали два стратегических документа — меморандум «О взаимопонимании относительно доступа к газотранспортной системе Украины и гарантированного транзита газа по ее территории к границе» и договор о совместной деятельности по разведке запасов нефти и газа в Украине. Через месяц президент Shell Йерун ван дер Веер намерен отправиться в Киев для продолжения переговоров о возможных проектах в других отраслях. По словам Виктора Ющенко, речь будет идти о возможности производства биологического топлива, создании сети автогазозаправочных станций Shell, разведке полезных ископаемых в шельфе Черного моря, а также добыче газа метана из угля.
Пока же по закрепленным на бумаге договоренностям Shell наравне с российскими компаниями получила доступ к украинским магистральным газопроводам и подземным газовым хранилищам. До этого европейские компании не имели возможности покупать газ на границе Украины и РФ. В соответствии с ежегодно обновляемыми ранее межправительственными соглашениями о сотрудничестве в области ТЭК «Газпром» гарантировал Украине заполнение всех мощностей ее газотранзитной системы «на выходе» в ЕС. Поэтому западным покупателям не находилось места ни на восточных, ни на западных границах нашей страны — для пущей изоляции европейцев от Украины в соглашении был даже прописан отдельный пункт, который запрещал экспорт газа с территории нашего государства без согласования с «Газпромом». Такие условия газовых соглашений иначе, как кабальными, не назовешь, а потому новая власть под любыми предлогами стала оттягивать пролонгацию указанного договора (он действует лишь при условии подписания ежегодных ценовых протоколов к нему). Последнее подписанное топливное соглашение между Киевом и Москвой датируется еще 2004 г. Зато «Нафтогаз України» успел подписать несколько соглашений о доступе европейских компаний-потребителей к нашей газотранспортной системе — весной прошлого года с французской Gas de Franse, а сейчас и с Shell.
Правда, нынешний газотранзитный меморандум имеет куда больше перспектив. Несмотря на то что Gas de Franse владеет большинством газораспределительных сетей соседней Румынии, эта корпорация не имеет достаточных ресурсов газа на украинско-российской границе, чего нельзя сказать о Shell. В отличие от французского государственного газового гиганта, эта частная компания не только сумела пробиться на рынок добычи газа в РФ, но и смогла найти управу на «Газпром» благодаря реализации с ним ряда важных совместных проектов. А потому именно Shell, а не Gas de Franse, может реально помочь в либерализации украинского рынка международной торговли газом и раньше французского конкурента начнет покупать газ на украинско-российской, а не украинско-европейской границе.
Подписанный с Shell договор о совместной разработке месторождений газа в Украине — еще один фактор, укрепляющий подобную перспективу. По нему в зону совместной работы с Shell отведено восемь лицензионных участков «Укргазвидобування» в Харьковской и Полтавской областях общей площадью 30 тыс. кв. км. Речь идет о Прибортовой и Приштоковой зонах юго-восточной части Днепро-Донецкой впадины — самом перспективном сухопутном газоносном регионе Украины. Им в 1997 г. предметно интересовалась британская корпорация ВР Exploration, которая, проведя предварительную оценку нижних горизонтов ряда работающих месторождений, со скандалом заявила об уходе из Украины по причине крайне слабой государственной политики привлечения иностранных инвестиций. Британцев не устраивало отсутствие закона о разделе продукции (он, к слову, до сих пор прошел только первое чтение) и унификации геологических стандартов. Тогда же были объявлены запасы региона — 300 млрд куб. м газа. В то же время промышленные запасы эксплуатируемых верхних горизонтов ныне разрабатываемых самых крупных месторождений Прибортовой и Приштоковой зон, Юльевского и Островерховского пока утверждены на уровне 50 млрд куб. м. Для того чтобы перевести перспективные запасы нижних горизонтов этих и других месторождений в разраяд промышленных, Украине нужны деньги, а также технологии, которых у нее нет. Речь прежде всего идет о принадлежащих Shell технологиях сверхглубокой добычи на глубинах в 6–7 км.
Чтобы подтвердить данные оценки ВР Exploration, по ныне подписанному соглашению Shell взяла на себя обязательство вложить в доразведку нижних горизонтов нефтегазоносного региона Днепро-Донецкой впадины $100 млн. Как окупятся эти деньги, говорить пока рано. Гораздо более многозначительным на сегодняшний день выглядит стремление Shell не добывать, а наводить новый порядок в украинской торговле газом — еще в начале текущего года, не добыв ни одного кубометра, она уже получила лицензию НКРЭ на продажу в 2006 г. по нерегулируемому тарифу 0,4 млрд куб. м газа. На данный момент это самая крупная заявка из всех поданных частниками. И вряд ли сейчас найдутся те, кто сумеет остановить проникновение европейского нефтегазового лидера в нашу страну на таком мизерном объеме торговли.