Шахтерская стратегия Михаила Бугары

Новая восточная лава введена в эксплуатацию на шахте "Южнодонбасская" NN1

Освоение очистного фронта на этом, одном из лучших в регионе угледобывающих предприятий стало возможным, в первую очередь, благодаря господдержке. Основное оборудование – комбайн, конвейер, мехкрепь и т.д. приобретено за бюджетные деньги. Стоит отметить, что сегодня стоимость подобного промышленного объекта – удовольствие не из дешевых. Чтобы подготовить и запустить новую лаву, необходимо порядка 50 миллионов гривен.

Трудовой коллектив "Южнодонбасской" N1 во главе с ее директором, депутатом Донецкого облсовета Михаилом Ивановичем Бугарой осознает большую ответственность за доверие в деле освоения средств из державной казны. Угольщики готовы в очередной раз оправдать надежды государства, которое для многих отечественных шахт пока что является основным инвестором.

Корреспондентка "Донбасса" – в лаве

Спуск в шахту оставляет такое же неизгладимое впечатление, как, скажем, прыжок с парашютом, и наполняет сердце безграничным уважением к шахтерам. Совершающим такие "прыжки" через день.

Преодолев несколько метров вниз в шахтной клети и очутившись в длинном темном тоннеле, понимаешь, что получить "пропуск" сюда дано далеко не каждому. Впрочем, здесь, под землей, руководитель "Южнодонбасской" N1 Михаил Иванович Бугара чувствует себя как рыба в воде. В принципе, так и должен себя чувствовать человек с полувековым подземным стажем. Вместе с членами госкомиссии по приему нового очистного забоя он должен еще раз взглянуть на результат кропотливой работы проходчиков, монтажников, электрослесарей, горнорабочих очистного забоя. Для того, чтобы добраться до новой 23-й восточной лавы, необходимо пройти пешком более полутора километров. Оказавшись облаченной в шахтную робу со спасателем в руке и источником питания светильника на поясе, с непривычки чувствуешь себя космонавтом. Кажется, что в таком виде трудно даже передвигать ногами, не говоря уже о какой-либо работе. Но шахтеры, чьей выносливости и мужеству по-хорошему завидуешь, спешат успокоить тем, что все дело привычки. Кстати, за смену они проходят более трех километров, да еще шесть часов кряду трудятся в забое.

Арифметика непростая, но понятная

В подземных кладовых "Южнодонбасской" N1 такой же порядок, как и на поверхности, в АБК шахты. Даже пыль на сапогах… белая. Но, как выяснилось, пыль эта не простая, а – инертная. Добывают ее в Докучаевске, а в шахтах используют в целях безопасности. Не дай Бог метан даст себе волю – и инертная пыль мигом уймет его пыл.

В круглых полиэтиленовых мешочках, чем-то напоминающих головки голландского сыра, она подвешена в выработках к потолку. Ежемесячно шахте необходимо 20 тонн такой пыли, вот, правда, цена ее не из низких – 280 гривен за тонну. Насколько затратна угледобыча, можно убедиться и на примере конвейерной ленты, по которой транспортируется уголек. На сегодня ее стоимость за один метр – 100 долларов. А шахте в случае полной замены требуется 35 километров такой ленты. Словом, непростая арифметика… И это без учета не менее дорогостоящего основного оборудования.

Правда, замечает М.И.Бугара, нынешнее правительство все же неплохо поработало на пользу шахтеров. Во-первых, в бюджете 2006 года для финансирования отрасли предусмотрено на 900 миллионов гривен больше. К тому же нынешнему Министерству угольной промышленности удалось добиться снижения, в среднем на пять-семь процентов стоимости горно-шахтного оборудования. Не меньше радует горняков и решение об увеличении розничной цены угля, поскольку оно даст возможность лучше балансировать экономику шахт. К примеру, в той ситуации, когда был отмечен рост цены электроэнергии, а на уголь она оставалась неизменной. "Южнодонбасская" N1 ежемесячно несла дополнительные затраты на 600-700 тысяч гривен больше.

На буксир – еще две шахты

Чем ближе мы подходим к выработке, тем меньше пространства остается над головой. "Сосенки" накренились под тяжестью кровли. "Донбасс давит" – так шахтеры объясняют высокое горное давление в лаве. Впрочем, непростые горно-геологические условия, характерные для региона, далеко не единственное, что мешает нормально работать угольщикам. Не меньше их беспокоят и долги компании "Уголь Украины", которая приобретает уголь на шахтах. Только "Южнодонбасской" N1 она задолжала семь миллионов гривен за отгруженную продукцию.

Между тем предприятие не намерено отступать от выбранной, проверенной временем, стратегии, которая заключается в постоянном развитии и стабильности показателей. Михаил Иванович Бугара, который вот уже четверть века руководит шахтой, был свидетелем не одной волны реструктуризации, разного рода экономических негараздов. Тем не менее эта угледарская шахта по сей день удерживает лидирующие позиции в отрасли. По сравнению с 2004 годом, в минувшем здесь на 200 тысяч тонн нарастили годовой показатель угледобычи и получили неплохую прибыль. Сегодня предприятие ежесуточно выдает на-гора порядка пяти тысяч тонн угля.

Угольный пласт в новой лаве не такой уж и мощный, как бы хотелось горнякам – всего 0,7 метра. К тому же – высокозольный. Поэтому давать большую нагрузку в лаве пока не удастся. Станет это возможным только весной. Тогда суточная добыча должна превысить тысячу тонн. После отработки 23-й Восточной на предприятии "гасится" целый блок горной выработки, а там, глядишь, природа приготовила уголь получше.

Возвращение назад из лавы дается непросто. Члены комиссии, которые, кстати, не нашли серьезных недочетов, уже порядком устали. Михаил Иванович Бугара вытирает угольную пыль с лица.

– В свое время, – вспоминает он, – когда молодым парнем приехал в Донбасс из села, что в Ростовской области, то был слегка обескуражен пылью на снегу.

За 50 лет работы в шахте эта пыль не раз побывала на его лице. Видимо, нелегкий шахтерский труд был предначертан самой судьбой. Но Михаил Иванович нисколько не жалеет о том, что посвятил себя Донбассу.

Сегодня на руководителя шахтоуправления "Южнодонбасское" N1 (куда, помимо "Южнодонбасской" N1, входят еще две донецкие шахты), Министерством угольной промышленности Украины возложена важная задача – повысить эффективность работы этих предприятий. Нет сомнения в том, что М.И.Бугаре удастся это сделать. Тем более, что теперь есть все предпосылки для продуктивной и независимой работы – 27 января министр углепрома подписал приказ о присвоении шахтоуправлению "Южнодонбасское" N1, которое три года было обособленным предприятием Донецкой угольной энергетической компании, статуса юридического лица.