Северный полюс станет доступным

России нужно готовить Арктику к глобальному потеплению

Мировые цены на нефть напоминают прорвавшую плотину – остановить их невозможно ни заявлениями ОПЕК об увеличении добычи на 500 баррелей в день, ни наступлением теплых дней. Аналитики говорят, что цены на нефть будут расти дальше, их будет подталкивать усиливающаяся угроза ресурсного голода. В отличие от гидроэнергии или леса, полезные ископаемые – это конечный ресурс, и он в самом деле начинает заканчиваться. Согласно пессимистическим прогнозам, уже через десять лет в России иссякнут обоснованные и рентабельные запасы стратегических ресурсов. Но глобальное потепление открывает для нас ключ к кладовым Арктики. Ожидается, что через 10-15 лет добытые на Севере полезные ископаемые будет легче транспортировать как в Европу, так и в Азию, потому что к этому времени период ледостава на Северном морском пути существенно сократится, а по некоторым оценкам СМП может вообще освободиться ото льда. Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктики ориентировочно составляет около $1,5-2 трлн. По мнению помощника министра экономического развития и торговли Бориса Моргунова, именно Россия «разогрета» для инвестиций в Арктику. Однако российское законодательство не стимулирует российские компании вести геологическое изучение и разведку северных земель, не говоря уж об освоении холодных территорий. Если фискальная политика государства по отношению к заполярным регионам останется прежней, не исключено, что по открывшемуся Северному морскому пути просто нечего будет экспортировать. Сейчас правительство начало разработку законопроекта об Арктике, которое может позволить оживить экономику северных регионов.

Экономике и политике страны полезен холод

Идея промышленного освоения Арктики наверняка покажется многим удивительной. В последнее время северные регионы страны оказались незаслуженно забытыми. Более того, в законодательстве даже нет четкого определения, что же такое Арктика, и где проходят ее границы. Законопроект об арктической зоне, предусматривавший льготный режим налогообложения хозяйствования на суровых климатических территориях, лежит где-то в ящиках стола чиновников Белого дома еще с 2000 года. Высокие налоги и дорогостоящая транспортировка сырья «на материк» не дает арктическому бизнесу развиваться – перевозки Северным морским путем сократились в несколько раз по сравнению с 80-ми годами.

В прошлом году угроза потери сырьевой безопасности страны заставила Кремль вспомнить о «северах». Осенью 2004 года Владимир Путин на встрече с российскими полярниками заявил: «От развития Арктики зависит наше экономическое и политическое самочувствие. Надеюсь, что все вложенные ресурсы – человеческие, материальные, которые вкладывались еще с досоветских времен и в советское время, все, что Россия вложила туда, не только не будет утраченным, а будет хорошей базой для последующих шагов в нашей деятельности в Арктике».

После высказывания президента чиновники активизировались и начали готовить новые арктические законопроекты, в частности, о выделении территории Севера и Арктической зоны (Министерство регионального развития) и изменению механизма распределения северных субсидий (Минэкономразвития), а также предпринимать шаги по разработке международной стратегии развития экономической деятельности за полярным кругом.

В Арктической зоне сосредоточено гигантское количество запасов полезных ископаемых. В частности, в этом регионе сконцентрирована добыча 91% природного газа и 80% общероссийских разведанных запасов газа промышленных категорий. На северной территории находятся 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России (две трети запасов залегает на шельфах Карского и Баренцева морей). Прогнозируемые запасы углеводородов в глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют  15-20 млрд.т. у. т. Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктики по ориентировочным оценкам составляет $1,5-2 трлн. Недра арктических регионов также скрывают в себе залежи никеля, меди, вольфрама, редкоземельных элементов, платиноидов, золота, серебра, апатитового концентрата, марганца, хрома и титана.

В Арктике производится 11% от ВВП России и 22% объема общероссийского экспорта продукции. Через арктический регион проходит Северный морской путь (СМП) –  национальная транспортная магистраль, связывающая дальневосточные и западные районы Российской Федерации и объединяющая в единую систему крупнейшие речные артерии Сибири. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения – 5600 км.

По новой методике районирования в Арктическую зону России полностью или частично входят территории Якутии, Мурманской и Архангельской областей, Красноярский край, Ненецкий, Ямало–Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные округа, а также острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

Мы пойдем Северным морским путем

В конце прошлого года Россия стала председателем Арктического совета, куда помимо нашей страны входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. Эти государства совместно с ассоциациями коренных народов Крайнего севера учредили совет в 1996 году. Право руководить организацией будет принадлежать России ровно два года – до осени 2006 года. До сих пор Арктический совет в основном интересовали проблемы экологии северных территорий. Также северные государства пытались предпринимать меры для того, чтобы защитить Арктику от глобального потепления. Россия, которая единственная из всех северных стран активно ведет разработку ископаемых в арктической зоне (в частности, на крайнем севере работают «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Норильский никель»), тоже опасается, что в результате таяния арктических льдов может начаться эрозия почв и даже разрушиться инфраструктура зданий, сооружений и трубопроводов, построенных на вечной мерзлоте. Однако от глобального потепления наша страна может получить и солидные дивиденды. Недавно в Якутске состоялось очередное заседание Арктического совета, на котором помощник министра экономического развития и торговли Борис Моргунов сказал, что «Страны   Арктического   совета   должны  готовиться  к  тому,  чтобы максимально  снизить ущерб от возможных негативных последствий и получить наибольший  эффект  от  позитивных  последствий  глобального  потепления». Если арктические льды будут таять теми же темпами, как и сейчас, то к 2020-25 годам Северный морской путь очистится ото льдов. Тогда откроется короткий транспортный коридор, соединяющий: Европа – Россия – Юго-Восточная Азия, который «даст огромный потенциал грузоперевозок».

Недавно на пленарном заседании Совета федерации тему Арктики поднял министр иностранных дел Сергей Лавров. Глава МИДа сказал, что реализация государственных проектов «Северный Морской Путь» и «Северный Воздушный Мост» сделает Россию одним из основных операторов международных транспортных потоков. Перед нашей страной стоит задача интеграции СМП в международную транспортную систему. Северный морской путь станет альтернативой перегруженному Суэцкому каналу. «Россия, сохранив приоритеты экономики и экологии, усилила также акценты на других направлениях. В частности, мы будем добиваться одобрения Арктическим советом такой транспортной стратегии, которая бы способствовала реализации программы Северного морского пути, предложенного Россией. Мы добиваемся превращения СМП в мировую интегрированную транспортную систему. Необходима ускоренная реализация данной программы, так как существует усиливающаяся конкуренция со стороны южных маршрутов», – отметил Моргунов.

Возглавляющая Арктический совет Россия будет готовить рекомендации о наращивании экономической составляющей взаимодействия государств-участников организации на северных территориях. К октябрьскому заседанию рабочей группы Совета в Ханты-Мансийске, Москва обещает представить план действий Арктического совета. Кроме того, в июне этого года проблемы Крайнего Севера будут обсуждаться на Петербургском экономическом форуме. В рамках форума впервые встретятся представители пяти северных организаций, в которые входит Россия. Они обсудят проблемы устойчивого развития северных территорий и перспективы развития Баренцева региона. Развитие инфраструктуры СМП также будет рассматриваться в новом «арктическом» законопроекте, который готовят Минрегион и МЭРТ. По словам министра регионального развития Владимира Яковлева,  при разработке документа нужно «не забывать про Северный морской путь, который сегодня, к сожалению, эксплуатируется не так, как хотелось бы: не теми кораблями и не в том объеме».

По мнению аналитиков, для развития Северного морского пути, в первую очередь, нужно обратить внимание на арктические порты, которые, за исключением порта Дудинка, по-прежнему являются одним из самых слабых звеньев транспортной артерии. Из-за отсутствия средств у собственников модернизация технического оборудования портов после 1990 года практически не производится. В большинстве арктических портов требуют ремонта или реконструкции причальные сооружения, сооружения по приему и утилизации судовых отходов, совсем отсутствуют средства ликвидации аварийных разливов нефти. Кроме того, требует обновления атомный и дизельный ледокольный флот, службы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.

Арктика, где ты?

Законопроект о выделении территории Севера и Арктической зоны, который планируется представить на рассмотрение Госдумы в осеннюю сессию, также предусматривает создание особых условий для сохранения и привлечения на Север трудовых ресурсов, а также позаботиться о сохранении культуры и развития северных народов. По словам Сергея Лаврова,  "этому вопросу придается приоритетное значение. Коренные народы, проживающие в этом регионе, должны иметь доступ к образованию, и нужно обеспечить все условия для их развития». В российской Арктике проживает 9 коренных малочисленных народов Российской Федерации общей численностью около 50 тыс. человек.

Однако для того, чтобы усилить финансирование северных территорий, нужно сначала понять, где они начинаются и заканчиваются. Оказывается, что две трети нашей холодной страны причислены к северным регионам и получают специальные бюджетные субсидии (так называемые, «Северные» коэффициенты, увеличивающие зарплаты бюджетников).  По словам директора Всероссийского научно-координационного центра Минэкономразвития «Север» Михаила Жукова, из 41 субсидируемых регионов, 13 географически не имеет никакого отношения ни к районам Крайнего Севера, ни к «приравненным к ним местностям» (например, республика Башкирия). Именно на эти псвевдосеверные регионы приходятся самые значительные суммы бюджетных субсидий. Михаил Жуков объясняет эту  странную ситуацию так: «Северные коэффициенты вводились для того, чтобы привлечь трудовые ресурсы на «стройки века». Поэтому к северным регионам относили почти все регионы, где велись стройки социализма. Впоследствии коэффициенты распространялись не только на работников, занятых на соответствующем производстве, но и на все население территорий, где велось освоение территорий и строились новые предприятия. В результате такой политики Север все больше распространялся на юг». В 2002 году территориям, которым присвоили северный статус не по географическому признаку, было выплачено из федерального бюджета 55 млрд. руб. Между тем, жители действительно северных и собственно арктических регионов получили за это же время только 38 млрд. руб., а население местностей, приравненных к районам Крайнего Севера – 34 млрд. руб. Но даже эти суммы обитатели северных регионов получили менее чем наполовину (на 49%), тогда как жители более теплых субъектов федерации «освоили» 83% бюджетных субсидий.

Теперь научные институты по заказу МЭРТ разработали методику районирования всей страны на шесть зон по природно-климатическим условиям. И к «северным» будут причислены только те регионы, которые полностью или частично расположены за 60-ой параллелью. После того, как определят критерии районирования, будут выработаны медико-биологические критерии для жизни человека. А затем Минздрав  скорректирует методику расчета минимальной потребительской корзины

По мнению Владимира Яковлева, определение границ арктической зоны поможет решить многие экономические и социальные проблемы расположенных в ней регионов.