Без малого семьдесят домов пострадало в селе Мелекино Першотравневого района от оползней
Сдавая внаем комнаты, мелекинцы, как и жители других курортных зон, ставят перед временными постояльцами ряд требований: не устраивать пьяных дебошей, не шастать по клубничным грядкам и не пытаться вступить в контакт с четвероногим стражем порядка, который из-за летней кутерьмы пребывает в состоянии крайней раздражительности.
Не так давно этот перечень пополнился еще одним. Отныне квартирантам не рекомендуется появляться в полуодетом виде. Вызвано это одной весьма существенной причиной, которую жители Мелекино Першотравневого района попытались изложить в письме Президенту Украины Леониду Даниловичу Кучме: "В результате активизирующихся оползней много строений получили значительные повреждения. Перекосило окна и двери, полопались стекла, которые приходится теперь заменять полиэтиленовой пленкой. Через трещины в стенах видно небо и все, что происходит в соседних дворах".
Но прежде, чем продолжить разговор, мне бы хотелось коснуться некоторых других сторон из жизни мелекинцев. Если отнять у них море, то село ничем не будут отличаться от какой-нибудь заштатной Балбесовки, в темное время суток освещаемой верным спутником Земли или сигаретой подзадержавшегося гуляки. Что же касается заасфальтированных улиц, то сложилось впечатление, будто бы они переболели неизвестной науке дорожной оспой. По крайней мере так выглядело Мелекино весной нынешнего года, когда символическая "булава власти" была передана в руки нового сельского головы.
Однако я ошибся, когда ожидал от Анатолия Кривохатько упреков в адрес предшественников. Для него прошлые недоработки и промахи – всего лишь горький урок. Куда важнее жить днем сегодняшним и быть нацеленным на перспективу, что уже подтверждено вполне конкретными делами.
Одним из примеров может служить газификация Мелекино. Магистраль в село начали прокладывать еще в советские времена, но позже работу свернули. Более того, половину труб предприимчивые сограждане из числа местных и жителей Мариуполя порезали и сдали на металлолом.
Поэтому все, если не считать чудом уцелевшего участка магистрали, пришлось начать с нуля. И вот результат – на сегодняшний день уложено порядка двух километров труб.
– Более полумиллиона гривен мы получили из государственного бюджета, – рассказывает Анатолий Кривохатько. – Еще семьдесят наскребли в собственных "сусеках". Если позволите, я бы хотел воспользоваться случаем и поблагодарить руководство металлургического комбината имени Ильича, которое безвозмездно передало Мелекино двести пятьдесят тонн труб и оказывает другую помощь.
В летние месяцы население здесь возрастает в пять и более раз только за счет официально отдыхающих. Сколько их загорает без путевки, выданной по профсоюзной и прочим линиям, неизвестно даже морскому владыке Нептуну. Все это, безусловно, ложится дополнительным грузом на плечи местных властей.
– Кроме трактора с тележкой и недавно купленного мусоровоза, – продолжает сельский голова, – мы вынуждены арендовать еще два автомобиля. Но и этого количества транспорта недостает, чтобы вывозить весь скапливающийся хлам. Если каждый отдыхающий выпивает за день две-три бутылки кока-колы или газированной воды, то нетрудно представить, сколько пластиковой тары остается на пляже.
Далее Анатолий Кривохатько посетовал, что в сельсовете, к сожалению, нет таких денег, чтобы купить оборудование по переработке пластиковых бутылок. А заодно высказал свое недоумение по поводу "неповоротливости" отечественных предпринимателей, для которых пляжи могли бы стать поистине "золотым дном".
– Настоящих предпринимателей, – добавил сельский голова, – а не мелких жуликов. На днях поступила информация, что двое неизвестных, выдавая себя за представителей сельсовета, взимают дань с отдыхающих, которые разбивают у моря целые палаточные городки. К сожалению, никто не поинтересовался документами жуликов и не спросил, что это за такой "курортный сбор".
Подобно магниту, курортная зона притягивает к себе проходимцев, грабителей и представителей других криминальных "профессий". Их натиску с трудом противостоят сто шестьдесят сотрудников милиции. Нынешним летом один из них погиб при попытке задержания вооруженных бандитов.
Поддержание порядка в селе и непосредственно на побережье – тоже одна из проблем, стоящих перед местной властью. Ее пытаются решать. Что же касается оползней, то здесь дело обстоит несколько посложнее. И в этом я убедился, когда вместе с сельским головой побывал на подворье пенсионерки Е.Писаревской, которая как раз занималась ликвидацией последствий стихии.
– Как только пройдет ливень, так и беда, – жалуется Евгения Ивановна. – Постоянно рвет стены и асфальт во дворе. А вчера не выдержала подпорная стенка. Часть ее рухнула и завалила газовую печку. Так что сегодня мы остались без горячего… Да и не до еды сейчас, вон сколько земли надо вытаскать со двора. Куда мы только ни обращались, даже президенту писали, но помощи так и не дождались. Что ж – будем ждать другого оползня, который накроет и мой дом, и дома соседей.
На обуздание происходящих в почве процессов (мнение специалистов института "Мариупольгражданпроект") требуется не менее трех миллионов гривен. В частности, они предлагают создать систему лотков для отвода ливневых вод, возвести монолитные егоукрепляющие стены из железобетона и тому подобное. Приведет ли это к желаемому эффекту, судить не мне. Поэтому я связался по телефону с начальником Приазовской геологоразведочной экспедиции Алексеем Малым. И вот что он рассказал:
– Лично я вижу два выхода из кризисной ситуации, в которой оказались мелекинцы. Первый – срезать обрыв и сделать таким образом побережье пологим. Но для этого потребуется убрать без малого пятьдесят миллионов кубометров грунта. Второй вариант более дешевый и уже проверен на практике. Он предусматривает бурение цепи скважин, отстоящих друг от друга на девяносто-сто метров, при помощи которых вода из верхних горизонтов пойдет в нижние. Стоимость одной скважины, по ориентировочным данным, будет колебаться в пределах пятнадцати тысяч гривен. Если кто пожелает убедиться в эффективности данного метода борьбы с оползнями, советую побывать в Юрьевке или на одном из карьеров Новотроицкого рудоуправления Волновахского района.
Не берусь строить прогнозы относительно вариантов, которые придутся мелекинцам ко двору. Начнут ли они воздвигать железобетонную защиту или прислушаются к совету геологов – решать им и местным властям. Да и гарантированного источника финансирования до сих пор нет. Но ясно одно – если не будут остановлены оползни, не имеет никакого смысла заниматься газификацией, создавать специальную службу по наведению порядка на пляже и вообще обустраивать село, которое постепенно сползает в море.