Самоцветный камень в архитектуре и строительстве

История каменного века началась с горно-геологической деятельности, когда заработали первые шахты по добыче кремня и мастерские по его обработке. Человек осваивал тогда верхний слой каменной, планетарной оболочки – литосферы. В каменных пещерах люди устраивали жилища и украшали стены наскальной живописью, выполненной кремневым резцом, мелом или охрой. Из камня делались орудия труда и охоты, украшения, амулеты. Культура камня развивалась в античное время (Египет, Вавилон, Греция, Рим), в эпоху Возрождения состоялся дальнейший расцвет зодчества, скульптуры, ювелирного искусства.

Российские города и музеи украшают замечательные произведения из строительного, поделочного и ювелирного камня. Сердобольскими, выборгскими и ладожскими гранитами оформлены великолепные архитектурные ансамбли Петербурга. Самоцветные сокровища ювелирно-поделочного искусства работы мастеров Оружейной палаты, Фаберже, уральских и алтайских камнерезов хранятся в музейных собраниях обеих столиц.

Русская традиция камнерезного дела получила достойное воплощение в архитектурно-декоративном убранстве московского метро. На строительстве первой линии метро определились изобразительно-конструктивные особенности станций с учетом различных, нередко весьма сложных горно-геологических условий трассы, которую пересекали ледниковые и морские отложения, рыхлые осадки в долинах древних рек, старые русла Неглинки, Чечоры, Черторыя, фундаменты древних построек.

Историки долго не могли найти Опричный двор Ивана Грозного, сгоревший еще в ХVI в. По свидетельству немца-опричника Генриха Штадена, двор, находившийся в сыром месте, покрывал слой белого песка. Эта примета – слой кварцевого морского песка – появилась при проходке первой очереди московского метро на Моховой улице между Воздвиженкой и Большой Никитской, точно обозначив местоположение царской резиденции. Белый аптский кварцевый песок с ничтожной примесью железа, годный для прозрачного чистого стекла, возили с Воробьевых гор.

Этим же песком московские канцеляристы и писцы посыпали свеженаписанные тексты, используя его вместо промокательной бумаги. Поместному приказу хватало на канцелярские дела два воза воробьевского песка в год.

Проходческие работы по строительству метро, а также строительство фундаментов наземных зданий и сооружений столицы, осуществлялись и продолжаются в условиях платформенной геологической структуры – московской синеклизы, состоящей из двух структурных этажей. Нижний – это основание или фундамент из кристаллических горных пород. Сверху фундамент покрыт чехлом рыхлых осадков континентального и морского происхождения мощностью около 1,5км. Такой слоеный осадочный чехол из морских и континентальных отложений – известняков, доломитов, мергелей, песчаников, песков и глин образовался в течение геологической истории Русской платформы в результате вертикальных колебаний земной коры, ее поднятий и прогибаний, когда континент периодически заливало море. Более всего накопилось морских карбонатных пород каменноугольного возраста, залегающих в основании геологического разреза и достигающих мощности 350 метров, так что земля московская опирается на белокаменный фундамент, в том числе и кремлевские соборы.

Горные работы и оборудование тоннельных сооружений ведется в геологической среде, занимающей первые десятки метров геологического разреза. Его верхняя часть сформирована ледниковыми песчано-глинистыми отложениями, перекрывающими морские и континентальные осадки мезозойской эры, представленные прибрежно-морскими меловыми(аптскими) песками и супесями, юрскими глинами и суглинками, каменноугольными известняками. Однажды строители метро обнаружили в каменноугольных известняках русло ранее протекавшей там подземной реки, сечением почти 2х1 и длиной 14 метров, но гораздо чаще проходчики встречали подземные водотоки и коварные плывуны из насыщенного водой морского аптского песка.
Самая глубокая станция "Парк Победы ", а также притоннельные сооружения и перегонные тоннели трассы "Киевская" – "Парк Победы" проложены в основании известняков суворовской подсвиты и карбонатных глинах воскресенской подсвиты кревякинского горизонта касимовского яруса верхнекаменноугольной системы. Под отложениями суворовской подсвиты залегает двадцатиметровая толща мячковских известняков московского яруса среднекаменноугольной системы. Мячковский горизонт представлен слоями белого фораминиферово-кораллового известняка, давшего Москве название белокаменной.

Мячковский известняк имеет свою "визитную карточку", выданную ему природой, а именно тем самым морем, что плескалось в Подмосковье около 300 млн. лет назад. В водах этого моря жили мелкие одноклеточные животные с известковыми раковинами – фузулиниды, которые относятся к подклассу фораминифер, классу корненожек и типу простейших. Среди них есть формы, характерные для определенных геологических эпох и соответствующих им слоев горных пород, что позволяет геологам по раковинам фузулинид устанавливать геологический возраст отложений, или, как в случае с мячковским известняком, идентифицировать известняк из мячковского моря в различных постройках.

С давних пор живет российская традиция считать все хорошее чужим, иноземным. Почти одновременно поднимались стены храма Покрова на Нерли и складывалась легенда, что белый камень на стройку возили откуда-то из волжских булгар. Легенда благополучно дожила до 1950-х гг., когда московские геологи и палеонтологи Е. А. Рейтлингер, М. Н. Соловьева и П. В. Флоренский с помощью микропалеонтологического анализа выяснили родословную белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси.

 Почему именно Москва стала столицей России, историки предпочитают не обсуждать, а между тем судьбу затерянного в лесах и болотах поселения предопределила Природа, сосредоточив в недрах земли московской огромные геологические запасы лучшего в мире градостроительного материала – известняка. Юрий Долгорукий не просто основал Москву, он создал художественную традицию каменного дела в Московском государстве и заложил основу историко-культурного феномена Москвы белокаменной.

 Оказалось, что грандиозная стройка нескольких городов и 30 храмов во Владимиро-Суздальской земле, затеянная Юрием Долгоруким и продолженная его сыновьями Андреем и Всеволодом и внуком Святославом, получала лучший в мире строительный камень с берегов рек Пахры и Москвы. Мячковский известняк возили на строительство храма Покрова на Нерли, Димитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве Польском, Преображенского собора в Переславле-Залесском, храма Бориса и Глеба в Кидекше, Рождественского собора в Суздале и многих других, не сохранившихся храмов и построек.

Белокаменные соборы Владимиро-Суздальской Руси построены из подмосковного известняка, добывавшегося в подземных каменоломнях по берегам реки Пахры в районе деревень Старое Сьяново, Новлинской и Киселихи, близ Горок и станции Домодедово, где древние каменотесы вырубили обширные пещеры из многочисленных штолен, залов, коридоров. Действовали и другие подземные разработки, не сохранившиеся до нашего времени, например, Дорогомиловские каменоломни и Даниловские штольни. Белый мячковский камень широко применялся в строительстве соборов и гражданских зданий Москвы (белокаменный Кремль – ХIV в., Успенский собор, Грановитая палата Кремля – XVв., стены Белого города – XVIв.). Мячковским камнем создано декоративное убранство Спасского собора Андроникова монастыря, Английского подворья, Большого театра, трехпролетного Кузнецкого моста через реку Неглинную и Горбатого моста на Пресне. Совсем недавно, при реконструкции Старого гостинного двора, его украсили белоснежной лестницей из мячковского камня, добытого при строительных работах на Манежной площади.

Белый протопоповский мраморизованный известняк из Коломны использовался в облицовке храма Христа Спасителя. В середине ХХ века белый камень известняк из подмосковных месторождений и соседних областей (Калужской, Тульской) применялся в строительстве высотных зданий Москвы и облицовках наземных павильонов станций метро. Подмосковным коробчеевским известняком облицованы фасады наземных павильонов станций метро "Сокол", "Динамо", "Спортивная", а также наземный вестибюль станции "Павелецкая". Известняком веневского месторождения облицованы павильоны станций кольцевой линии: "Белорусская", "Октябрьская", "Парк культуры". В облицовках станций московского метро в течение всей его 70-летней истории лидирует камень белого цвета – коелгинский мрамор, также как мячковский известняк в палатах, домах, стенах и храмах Москвы. В традициях белокаменной Москвы выполнены архитектурные решения станций "Боровицкая", "Полянка", а также "Тверская" и "Шаболовская", где снежную белизну коелгинского мрамора пилонов оттеняет красный пол из валаамского гранита.

Облицовка камнем создает художественную выразительность – монументальность или камерность эстетического облика скульптурных и архитектурных сооружений, их функционально-эмоциональное восприятие. Декоративные свойства, долговечность и условия обработки облицовочного камня определяются минералогическим составом горной породы, кристаллической структурой, текстурой и влиянием примесей. Черное габбро, используемое в облицовках, имеет однородную мелкозернистую структуру и не содержит кварца, что облегчает его механическую обработку. Малиново-красный шокшинский кварцит значительно труднее в обработке, но весьма устойчив к воздействию внешних факторов в наружной облицовке.

Декоративные свойства камня наиболее полно раскрываются фактурной обработкой лицевой поверхности облицовочных изделий. Лучше всего цветовые оттенки и рисунок камня проявляет полированная фактура – гладкая поверхность с зеркальным блеском, которая усиливает яркость и насыщенность окраски цветового фона. Облицовки в полированной фактуре использованы в метро в отделках стен, колонн, пилонов, вестибюлей. Ступени лестничных переходов, настилы путевых платформ и станционных залов нередко представлены в шлифованной, пиленой, рифленой и термообработанной фактуре, чтобы уменьшить скольжение.

В России промышленная обработка камня началась со строительством Петербурга, для чего Петр распорядился "…построить в Петергофе мельницу, в которой пиловать камень мраморный и алебастр и другой всякий мягкий камень". Затем появилась Екатеринбургская гранильная фабрика, Локтевская и Колыванская шлифовальные мельницы на Алтае. Уникальные камнерезные изделия этих производств украшают собрания Эрмитажа, Павловского дворца-музея, Московского музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Архитектурную традицию Московского метро, а затем и всего отечественного метростроения создали индивидуально-выразительные проектные решения известных архитекторов, художников, скульпторов А. Дейнеки, А. Душкина, Е. Лансере, П. Корина, Д. Чечулина, И. Фомина, А. Щусева и др., которые продолжили и развили отечественную культурную традицию каменного дела.
15 мая 1935 г. в 7 часов утра началось регулярное движение поездов метро от Сокольников до ЦПКиО им. А.М.Горького и Смоленской площади. Вместе с движением поездов и перевозками пассажиров начал функционировать уникальный музей природного цветного камня, которым традиционно в течение 70-летней истории метрополитена украшаются его станции. Яркую гамму подземных дворцов создают самоцветы месторождений Урала, Крыма, Кавказа, Сибири. Облицовочный камень служит страницей каменной книги, где записана геологическая летопись Земли и представлены подлинные документы древних геологических эпох в виде блестящих кристаллов кальцита, кварца, слюды и отпечатков ископаемых морских животных.

В экспозиции подземного геологического музея – московского метро представлены декоративные типы горных пород и минералов более 100 месторождений республик бывшего СССР и России, СНГ, Италии, Индии, Китая, Турции. В нарядном убранстве станций использовано свыше 40 сортов метаморфических и осадочных карбонатных горных пород – мраморов, известняков, мраморный оникс, офиокальцит и более 50 видов магматических пород – гранитов, диоритов, габбро, лабрадоритов и др.

Декоративный облик станций первой очереди (Кировская линия, Арбатский радиус) создан мраморовидными известняками Крыма и Кавказа, поэтому в облицовочных плитках нередко видны окаменевшие колонии кораллов, которые легко узнаются по своеобразному ажурному узору. Кораллы свидетельствуют, что известковый ил, ставший потом горной породой, отложился на дне теплого мелкого моря, а случилось это 150 млн. лет тому назад. В карбонатных породах нередко сохраняются окаменевшие раковины морских головоногих моллюсков, морских звезд, лилий, иглокожих. Они хорошо видны в полированных срезах мраморных облицовок метро, о которых академик А. Е. Ферсман писал: "Как нежно и гармонично переплетаются в крымских мраморах желтые, красные и бурые тона и как неожиданно выплывают на этом теплом фоне отдельные раковинки и кораллы!"

Крымские известняки отличает желто-оранжевая или рыжая окраска, характерная для осенней палитры живой природы. Желтый мраморовидный известняк Кадыковского месторождения можно видеть на стенах станции "Библиотека им. В. И. Ленина" и в колоннах станции "Парк культуры". 3олотисто-желтый мраморовидный известняк месторождения Чоргунь украшает колонны станции "Комсомольская" – радиальная. Желто-розовым и красноватым мраморовидным известняком Биюк-Янкойского месторождения облицованы колонны станций "Арбатская" и "Красносельская". Этот камень добывали в отрогах Чатыр-дага, недалеко от Алушты (ныне село Мраморное в Крыму), он широко использовался в облицовках станций первой и второй очереди.

Облик станции "Красные ворота" определяют монументальные пилоны, стилизованные в виде ворот и облицованные красным мраморовидным известняком грузинского месторождения Шроша. Середина опор декорирована золотисто-желтым, коричневатым мраморовидным известняком Биюк-Янкойского месторождения. Таким образом, в декоративном оформлении пилонов отражено название станции и особенность ее местоположения у Красных ворот – триумфальной арки, которая тогда еще возвышалась на площади.

Наибольшее богатство облицовочного камня представлено на станциях Замоскворецкой линии, где использованы рисунчатые мраморы – армянский агверан, дальневосточный биракан, алтайский ороктой, мраморовидные известняки садахло и давалу, мраморный оникс агамзалу, уральский родонит, а также белый мрамор Прохорово-Баландинского и Полевского месторождений Урала.

Свое имя мрамор – от греческого "мармарос" – блестящий – получил в Древней Греции, где находились знаменитые месторождения лучших сортов этого камня. Не менее известен каррарский мрамор из Италии. Декоративные свойства мрамора определяются геологическими условиями формирования месторождений, названия которых дают имя разновидности или торговой марке камня.

Мрамор представляет собой карбонатную горную породу, образовавшуюся при полной перекристаллизации морских осадков – известняков и доломитов. По разнообразию окраски и рисунка мрамор не имеет равных среди каменных декоративных материалов. Цвет камня определяется окрашивающими примесями в виде гидроокислов железа или марганца, которые придают ему желтые, розовые, красные, коричневые или черные цвета и оттенки. Распределение минеральных примесей – кварца, полевого шпата, слюды, пирита – создает характерную декоративность камня в виде равномерного, полосчатого, пестрого, пятнистого или пейзажного рисунка. Структура мрамора изменяется, от тонко- до крупнозернистой, порой сахаровидной или мозаичной. Текстура также разнообразна и бывает массивной, слоистой, жилковатой, брекчевидной. Физико-химические свойства камня создают породообразующие минералы – кальцит и доломит, поэтому мрамор имеет среднюю твердость 3-4 по десятибалльной шкале.

Уникальные пластические свойства белых сортов мрамора с античности определили его как непревзойденный материал для скульптуры. Белый мрамор практически целиком состоит из минерала кальцита, который обладает стеклянным блеском и преломляет свет, что создает легкий световой ореол обработанной поверхности, подобно отражению света от человеческого тела. Это чуть заметное сияние создает неповторимое очарование, которое не имеет никакой другой скульптурный материал. Красивый и легкий в обработке камень (мрамор хорошо режется, пилится и полируется) нашел широкое применение в скульптуре, зодчестве, декоративно-прикладном искусстве.

Архитектурно-строительное понятие мрамора отличается от геологического, и основано на декоративных свойствах карбонатных горных пород, полирующихся до зеркального блеска. Такими свойствами обладают несколько видов строительно-декоративных материалов: собственно мрамор, мраморовидный известняк и доломит, офиокальцит, карбонатная брекчия. В России казенная добыча мрамора началась в ХVIII в. для "нужд каменного строения " Петербурга в карельских каменоломнях, где камень для метро, наземных зданий и сооружений добывается поныне.

В создании декоративного облика станций московского метро ведущую роль сыграли пять сортов мрамора – белый коелгинский и прохорово-баландинский, серо-голубой уфалейский, цветной газганский и розовая "буровщина".

Коелгинский мраморный карьер в Челябинской области разрабатывается с 1925 г. и представляет крупнейшее в России предприятие по добыче цветного камня. Коелгинским мрамором отделаны Кремлевский Дворец съездов, Дом Правительства РФ и многие другие здания. Дом Всемирной организации здравоохранения в Женеве также облицован коелгинским мрамором. Изящность архитектурной формы в сочетании с беломраморной облицовкой станции "Кропоткинская" создает воздушную легкость огромному пространству плоского перекрытия и исключительную декоративность всего станционного зала. Макет станции в 1958 г. получил Гран-при, высшую награду Всемирной выставки в Брюсселе. Коелгинский мрамор украшает также станции "Курская" – кольцевая, "Семеновская", изящные арки "Пушкинской", пилоны “Шаболовской,"Тверской","Лубянки","Римской".

Декоративные свойства уральского мрамора Прохорово-Баландинского месторождения прекрасно соответствуют изобразительному решению станции " Театральная", которое точно отвечает ее современному наименованию и функциональному назначению в центре театральной Москвы. Архитектурно-декоративный облик станции ассоциируется с театральным залом, где колонны напоминают кулисы, пространство между колоннами – театральный занавес, освещенный светильниками, арочный проход между пилонами – портал сцены. Причем театральность лишена помпезности и обладает неповторимым очарованем уюта домашних театров русских дворянских усадеб.

Станционный зал оформлен по мотивам дорического ордера, где гладкие плоскости пилонов и арок между ними сочетаются с вертикальными членениями каннелированных колонн. Беломраморные пилоны украшены угловыми трехчетвертными колоннами из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения. Мрамор белый, желтоватый, цвета слоновой кости и кремовый в отдельных участках просвечивает на глубину до 2см, что выше светопроницаемости знаменитого пентеликонского мрамора, из которого древние греки построили Парфенон, храм Зевса олимпийского и множество других сооружений. Прохорово-баландинским мрамором отделаны также пилоны станций "Университет", "Электрозаводская", "Новокузнецкая", и кольцевых "Октябрьская", "Белорусская", "Киевская", "Таганская".

Уфалейский мрамор из Екатеринбургской области используется в облицовках со строительства первой очереди и ныне. Им украшены станции "Сокольники", "Чистые пруды","Курская" – рад, "Площадь Революции", "Молодежная". Мрамор там бело – серо-голубой, серый и темно-серый, нередко с пейзажным рисунком, напоминающим морозный узор заиндевевшего окна, метельную снежную русскую зиму или морские волны с белой пеной.

Исключительно красив многоцветный мрамор Газганского месторождения, расположенного в Самаркандской области, на краю пустыни Кызылкум, вдоль южных и северных склонов гор Актау и Газгантау, где его пласты тянутся почти на полтораста километров. Месторождение начали осваивать в 1930-х гг., почти одновременно со строительством столичного метро, на первых станциях которого нашло достаточное применение этому прекрасному поделочному материалу. Мрамор обладает уникальной цветовой гаммой, и в одном блоке окраска камня может постепенно изменяться от белого до желтого, розового, голубовато-серого и черного цветов. Специалисты насчитывают десятки цветных разновидностей газгана, но наряду с разнообразием цветов встречаются рисунчатые и пейзажные сорта. Низкая истираемость позволяет использовать газганский мрамор для настила полов на станциях и переходах. Он получил высокие оценки на международных выставках в Нью-Йорке (1939 г.) и Париже (1940 г.).

Светло-розовым газганским мрамором облицованы арочные композиции станции "Добрынинская", розовым и голубовато-серым – колонны и стены путевых тоннелей станции "Комсомольская" – кольцевая. Капители колонн тоже вырезаны из газганского мрамора. Декоративные свойства этого материала великолепно использованы в отделке станции "Кузнецкий мост". Голубовато-серая окраска камня в облицовке арок и колонн у выхода постепенно сменяется желто-розовой и цвета утренней зари со стороны перехода на Сокольническую линию. Значительно раньше этот прием использовали в облицовке колонн станций "Проспект Вернадского" и "Варшавская".

Обладает уникальной декоративностью розово-красный, местами гнейсовидный мрамор месторождения "Буровщина" в Иркутской области, которым украшены станции "Калужская","Сходненская","Дмитровская","Марксистская", "Печатники". Особый колорит мрамору "Буровщины" придают полосы и пятна зеленых минералов пироксена и флогопита, а также включения кальцита в виде зерен и гнезд. Декоративные свойства камня в соответствии с тематикой пространственного решения архитекторов А. Ф. Стрелкова и В. Г. Поликарповой нашли достойное воплощение на ст."Баррикадная", где белый свод контрастирует с массивными пилонами станционного зала, облицованными розово-красным мрамором буровщины.

Уникален и другой сибирский мрамор – кибик-кордонский, разноцветный, богатый разнообразием оттенков. Он может быть белым, бело-серым, розовым со светло и темно-зелеными полосами минерала хлорита. Кибик-Кордонское месторождение в Красноярском крае имеет крупнейшую в России мраморную линзу, простирающуюся на 18 км при мощности до 1 км. Кибик-кордонский мрамор используется в облицовках с 1980-х гг., им отделаны станции "Домодедовская", "Крылатское", "Бульвар Дмитрия Донского".

Итальянские мраморы использовались при строительстве первой очереди на станции "Охотный ряд", где пилоны облицованы белым каррарским мрамором "бьянко венато" и серо-голубым "бардилио", похожим на уральский уфалей. В облицовках использованы плиты, снятые с храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 г.

Пилоны станции "Чкаловская", открытой в 1995 г., облицованы греческим бело-серо-голубоватым мрамором "неро драма", похожим на уральский уфалей. Белым мрамором "бьянка каррара" облицованы колонны станции и пилоны станции московского метро "Парк Победы", где использован также розовый мрамор "росса верона".

Наибольшее богатство облицовочного камня представлено на станциях Замоскворецкой линии, где использованы рисунчатые мраморы – армянский агверан, дальневосточный биракан, алтайский ороктой, мраморовидные известняки садахло и давалу, мраморный оникс агамзалу, уральский родонит.
Пилоны станции " Динамо " облицованны розово-коричневым, рисунчатым мрамором Нижнетагильского месторождения. Торцы пилонов имеют мраморные диваны, украшенные полупрозрачным, перламутрово-белым и золотисто-желтым пейзажным мраморным ониксом месторождения Агамзалу.

Оникс – древнейший декоративно-поделочный камень, аналогично мрамору просвечивает на глубину до 3 см. Широко использовался в древнем мире – Египте, Ассирии, Вавилоне. В Самарканде им отделана усыпальница Тимуридов – Гур-Эмир, а в Париже балюстрада парадной лестницы Гранд Опера. Мраморный оникс месторождения Агамзалу украшает также станции "Динамо", "Сокол", "Аэропорт". В мозаиках ст. "Чеховская" использован мраморный оникс Гаурдакского месторождения в Туркмении.

К карбонатным породам относится также офиокальцит – доломитизированный мраморовидный известняк с гнездами и прожилками минерала серпентина, иногда с примесью хлорита и эпидота. В Древнем Риме и Византии его называли зеленым мрамором и применяли для облицовок и мозаичных полов. В России этот камень добывается с ХIX века на Урале, в Карелии, Сибири. Уральским зеленым офиокальцитом облицованы светильники станций "Семеновская" и "Новокузнецкая".

Полосчатый зеленый змеевик-серпентинит Урала применен в облицовке колонн станций "Преображенская площадь" и "Щелковская", полосками серпентинита отделаны пилоны станции "Спортивная" и "Алексеевская". Это силикатная горная порода волокнистого или скрытого кристаллического строения от зеленовато-желтого, салатового до болотно-зеленого цвета, нередко рисунчатая, называется змеевиком за внешнее сходство с рисунком змеиной кожи. Состоит из минералов группы серпентина – силикатов магния – хризотил-асбеста, антигорита, с примесью карбонатов, талька, магнетита и др. минералов. В средневековой Европе из змеевика делали камнерезные изделия – вазочки, подсвечники, посуду, в том числе аптекарскую, откуда его стали звать аптекарским камнем. Уральские декоративно-поделочные серпентиниты разрабатываются с XVIII века (месторождения "Баженовское", "Шабровское"). Шабровским змеевиком декорирован интерьер Дворца съездов в Москве.

Для станции "Маяковская" архитектор А. Н. Душкин использовал оригинальную конструкцию металлических опор, что позволило создать динамичную арочную композицию в едином архитектурном пространстве подземного зала. Колонны станционного зала отделаны гофрированными полосами полированной нержавеющей стали в оправе цветных камней – оливково-черного мраморовидного известняка садахло и розово- малинового, порой красно-бурого, уральского орлеца-родонита Сидельниковского месторождения. Орлец – горная порода, сложенная, в основном, минералом родонитом (от греческого "родон" – роза).

По химическому составу это силикат марганца, розового, малинового с переходами окраски до красно-бурого цвета, его сравнивают с отсветом пламени затухающего пожара. Часто содержит причудливо ветвящиеся тонкие прожилки гидроокислов марганца – дендриты, порой образующие настоящие пейзажи, что придает камню еще большую привлекательность.Уральский орлец использован также в мозаичных панно станции "Комсомольская" – кольцевая.

Орлец – старинный русский поделочно-декоративный камень, из которого и сейчас изготавливают красивые броши, кулоны, бусы, запонки, шкатулки, вазы и т.д. Ряд выдающихся камнерезных изделий из орлеца работы русских мастеров хранится в Эрмитаже, где парадную лестницу украшают чудесные торшеры из этого камня.

Изначально вертикальные поверхности (колонны, пилоны, стены) станционных залов, вестибюлей и коридоров отделывались мягкими карбонатными горными породами (мраморовидные известняки, мраморы). Твердые граниты появились на пилонах и стенах в конце 1970-х гг. ("Кузнецкий мост", "Дмитровская", "Бульвар Дмитрия Донского"). Горизонтальные поверхности платформ, полы вестибюлей и коридоров покрывали сначала асфальтом ("Измайловский парк"), облицовывали ковровым орнаментом из разных сортов мрамора ("Маяковская") или мраморной крошки, но наибольшее распространение получило гранитное оформление.

Первоначальные гранитные облицовки платформ можно видеть на станциях первой очереди ("Парк Культуры"). Старые станции с асфальтовыми и мраморными настилами подверглись реконструкции и получили свой современный каменный ковер в 1970-е гг. ("Красносельская", "Киевская" Филевской линии). В отличие от мраморов, граниты не всегда обладают ярко выраженной индивидуальной декоративностью, поэтому красота мягкого камня по-прежнему чарует архитекторов и мраморные полы редко, но возникают на современных станциях.

Самоцветная палитра магматических горных пород насчитывает более полусотни сортов гранитов, габбро, лабрадоритов, которыми создан орнамент пола в пешеходных коридорах, кассовых, эскалаторных и станционных залах, на путевых платформах и лестничных переходах. Много станций украшено украинскими серыми (Янцевское, Жежелевское) и красными (Капустинское, Токовское) гранитами. Плиты темно-серого жежелевского гранита нередко усеяны молочно-белыми зернами и млечными разводами кварца, напоминающими звездное ночное небо. Очень красивы красные карельские граниты на станциях "Шаболовская", "Комсомольская", "Третьяковская". Наибольшее распространение среди гранитных облицовок имеет розово-серый крупнозернистый с характерными округлыми выделениями (овоидами) полевого шпата карельский гранит месторождения "Возрождение", который использован в настилах полов, облицовках стен и пилонов многих станций.

Замечательно декоративен валаамский (месторождение о. Германа, Сюскюянсаари) гнейсогранит – мелкозернистый красный или розовый, местами рисунчатый с узкими извилистыми полосами слюды биотита. С конца ХIХ века месторождение на острове Германа в Ладожском озере разрабатывалось Валаамским монастырем. Пилоны станции "Дмитровская", оформленной на тему обороны Москвы в 1941г., облицованы красным валаамским гнейсогранитом, простенки между пилонами в центре зала и путевые стены отделаны розовым мрамором месторождения "Буровщина". Цоколь стен выполнен красно-коричневым кашиногорским гранитом. Настил пола выложен красным валаамским гнейсогранитом, путевые платформы – розово-серым гранитом "возрождение".

Цветной колорит пилонов ст. "Сухаревская" удачно дополняет декор пола, выполненный коллекцией разноцветных гранитов – розово-серых, желто- розовых, красных ("возрождение",трикратненский, токовский, капустинский и др.).

Своеобразную декоративность лабрадориту – крупнокристаллической разновидности магматической горной породы габбро, создают кристаллы полевого шпата – лабрадора, который поэтически зовут радужным камнем, или радужником. Вместе с амазонитом, лунным и солнечным камнями лабрадор принадлежит к группе самых распространенных алюмосиликатных минералов – полевых шпатов, слагающих половину массы земной коры. Необычная красота камня создается способностью отдельных кристаллов лабрадора проявлять голубую, золотистую или зеленую иризацию (от греческого "ирис" – радуга), особую игру света на гранях кристаллов, когда одни кристаллы темнеют, а другие "вспыхивают", мерцают яркими световыми бликами на темном фоне камня. Свое имя и популярность камень получил во второй половине ХVШ в. после открытия месторождений на полуострове Лабрадор.

 В 1835 г. при строительстве железной дороги в Волынской губернии между Житомиром и Коростенем были открыты крупнейшие месторождения, где лабрадорит добывается и ныне. Лабрадоритом облицован постамент памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому, камень применен в отделке здания ИТАР-ТАСС у Никитских ворот. В облицовках метро на станциях "Автозаводская", "Домодедовская", "Планерная" и др. использован лабрадорит украинских месторождений.

Наряду с лабрадоритом, в облицовках станций широко применяется габбро украинских и карельских месторождений. Габбро имеет мелкозернистое строение и насыщенный зеленовато-черный и черный цвет, обусловленный темноцветными минералами (биотит, роговая обманка).

Своеобразное декоративное оформление с применением природного камня выполнено на вновь построенной станции "Воробьевы горы", где в архитектурном решении выразительно используются декоративные и смысловые возможности каменной живописи. Станционная платформа обработана косой штриховкой полированных полос черного добрынского габбро, которое передает темную глубину и направление течения реки под мостом. Полированное габбро в этих полосах течения блестит словно арбатский асфальт, прозрачный как речная вода в известной метафоре Б. Окуджавы. Таким образом, на платформе в подлинном смысле слова литографически (литос – камень) нарисована река, которая продолжается за стеклянными стенами станции, откуда открывается замечательный вид на плавную речную излучину и бескрайние дали заречной стороны – характерный пейзаж исторического центра города, привычный глазу московского жителя.

Оригинальные мозаичные панно из самоцветных камней художников М. А. Шорчева и
Л. К. Шорчевой на темы "Вишневого сада", "Трех сестер" и других произведений А. П. Чехова украшают станцию его имени. Каменные мозаики "Чеховской" выложены из ювелирно-поделочных камней – забайкальского лазурита, алданского чароита, уральской яшмы, орлеца, змеевика, различных сортов мрамора.

Небесную голубизну в мозаиках создает лазурит – синий, фиолетово-синий минерал, алюмосиликат натрия и кальция. Окраска камня очень стойкая, поэтому с древности сохранилось правило проверять подлинность камня прокаливанием его в огне (иногда при этом окраска становилась более интенсивной). Как поделочный камень известен с IV тысячелетия до н. э. – в Ассирии, Вавилоне, Египте считался одним из наиболее дорогих камней, служил мерилом ценности. По библейской легенде "законы Моисея" были вырезаны на досках из лазурита. В древности и позже этот камень ценился и как основа необычайно стойкой, "вечной" синей краски. Забайкальским лазуритом облицована часть колонн алтаря в Исаакиевском соборе в Петербурге, он был использован для отделки Лионского зала Екатерининского дворца в Царском Селе.

Если лазурит – древнейший из самоцветов, то чароит приобрел известность совсем недавно. Чароит – силикатная горная порода фиолетового цвета с шелковистым переливчатым блеском. Месторождение Сиреневый камень открыто в 1978 г. геологами В.П. и Ю.Г. Роговыми на северо-западе Алданского щита, в среднем течении реки Чары – притока Лены. Чароит – один из самых популярных современных ювелирно-поделочных камней, не имеет аналогов в мире.

В мозаичных панно ст. "Чеховская" и "Киевская" Арбатско-Покровской линии использована уральская яшма. Если алмаз называют королем драгоценных ювелирных камней, то яшма – королева самоцветов. "Среди других поделочных камней особое место, – писал А. Е. Ферсман, – надо отвести яшме, так как на ее обработке родилось и окрепло наше камнерезное дело. Русская яшма заняла первое место во всем мире по богатству и размерам ее месторождений, по грандиозности изделий и по бесконечному разнообразию тонов".

Яшма – силикатная осадочная горная порода, сложенная скрытокристаллическим кварцем и халцедоном, высокодекоративная, пестроцветная, рисунчатая, нередко пейзажная. Со времен каменного века наряду с кремнем и нефрит