Человек все чаще оказывается недальновидным хозяином земли — только в Крыму сотни тысяч гектаров плодородных ранее полей, отведенных для добычи полезных ископаемых, например такого специфического для Крыма стройматериала, как ракушечник, в итоге оказываются заброшенными, нерекультивированными, выведенными из полезного использования, а миллионы тонн гумуса, которые были сняты вместе с верхним плодородным слоем, незаскладированы и теряют свои полезные качества. И так почти повсеместно: в среднем в Крыму рекультивируется всего 6—8 процентов нарушенных карьерами земель. Почему? Ответ один — нет денег. Но почему так получается, что у каждого добытчика стройматериалов деньги на так называемые вскрышные работы и добычу ракушечника есть, а когда дело доходит до восстановления земли, они заканчиваются?
На территории, например, Сакского района Крыма, где пильные известняки, в первую очередь ракушечник, добываются особенно интенсивно, на начало нынешнего года было нарушено 1319 гектаров земель, переданных горнодобывающим предприятиям для разработки. По идее, по окончании добычи полезных ископаемых карьер должен быть полностью восстановлен, поверхность — засыпана снятым ранее плодородным грунтом, а земля — возвратится в пользование сельхозпредприятиям. К сожалению, на практике так почти никогда не бывает. Запасы еще не добытых стройматериалов в разработанных карьерах позволяют вести добычу более 40 лет, а значит, земле в этих местах еще четыре десятилетия оставаться «раненой» и «больной». В Сакском районе, как свидетельствует глава госрайадминистрации Николай Павленко, из всех нарушенных земель отработаны, то есть добыт весь пласт известняка, на сегодня всего на 336 гектарах, а 636 гектаров, то есть 48 процентов всех карьеров, давно вообще не эксплуатируются. Плодородный слой грунта при этом заскладирован в отвал и деградирует…
На территории Сакского района добыча полезных ископаемых ведется на 25 месторождениях пильных известняков, в двух карьерах песка, гравия, щебня и глины. Строительные материалы здесь заготовляли не только три местных завода строительных материалов, но и четыре «чужие» карьероуправления, подчиненные строительным организациям Полтавской, Черниговской и Харьковской областей. В ходе реформирования они прекратили свое существование, на их месте созданы десятки малых предприятий, которые работают преимущественно нецивилизованными способами. Например, в их отчетах показаны преимущественно убытки, хотя производство все время расширяется, об этом говорит хотя бы тот факт, что использование электроэнергии в районе для добычи полезных ископаемых все время увеличивается. Соответственно, ссылаясь на убытки и отсутствие средств, эти предприятия отказываются рекультивировать земли после окончания добычи стройматериалов, а сельским советам приходится сотни гектаров либо просто бросать, либо отводить под свалки, в лучшем случае записывать в земли резерва и запаса (хотя понятно, что передать их для сельскохозяйственного использования уже вряд ли когда удастся). «Сакской райадминистрацией регулярно разрабатываются и доводятся до предприятий мероприятия по защите окружающей среды, создана специальная рабочая группа по рекультивации земель, но из года в год эти планы не выполняются, — говорит ее председатель Николай Павленко. — При условии, что ежегодно в районе должно восстанавливаться не менее 70—80 гектаров, фактически рекультивируется не больше 10—15 гектаров…»
Такое отношение предприятий, добывающих стройматериалы, районные власти объясняют несколькими и объективными, и субъективными факторами. Во-первых, извлекать экономическую выгоду от их реализации становится все труднее: карьеры, как правило, энергозатратные предприятия, а энергия все время дорожает. Правда, дорожают и стройматериалы, однако их цена постоянно сдерживается низким уровнем покупательной способности застройщиков, а потому отстает от роста цены на электроэнергию. С другой стороны, срок эксплуатации карьеров все время увеличивается. Из-за низкой производительности труда на добыче стройматериалов выработка пластов становится все дольше. К тому же геологическое строение многих карьеров таково, что для разработки нижнего пласта известняка необходимы вскрышные работы на мощном промежуточном слое породы, что ведет к большим непроизводительным затратам. Вместе с тем малые предприятия, закончившие разработку пластов, просто не заинтересованы в рекультивации земли, потому что она предоставлена им не в аренду, как полагалось, а в пользование и ее не надо после выработки известняка кому бы то ни было сдавать.
Заместитель председателя Сакского райсовета Георгий Никифоров рассказывает, что в последнее время даже участились случаи самовольного захвата земли под разработку полезных ископаемых и складирование верхнего слоя земли. Руководители таких предприятий, конечно, наказаны: они уплатили штрафы от 136 до 255 гривен, хотя их выручка от реализации добытых ископаемых составляет, возможно, сотни тысяч, а то и миллионы гривен.
Как утверждает начальник отдела экологического контроля за охраной недр и земель Рескомэкоресурсов Зоя Глазунова, несмотря на то, что проблема рекультивации земель в Крыму несколько раз рассматривалась правительством, с годами положение становится все хуже. Только в Сакском районе свыше 600 гектаров земли надолго выведены из оборота и будут способствовать увеличению негативного техногенного воздействия на экосистемы полуострова. Сельские советы, в ведении которых находятся эти земли, не имеют средств для их восстановления.
По данным Виктора Мартынца, начальника отдела государственного контроля за использованием и охраной земель Рескомзема Крыма, добыча стройматериалов на полуострове «стала фактором отрицательного влияния на природу и приобрела статус проблемы». Нарушены сотни тысяч гектаров земли, более 2 миллионов кубометров плодородного слоя земли деградирует в отвалах, 23 карьера просто брошены, хотя запасы известняков в них еще не выработаны. По расчетам Рескомзема, на восстановление одного гектара земли после разработки стройматериалов необходимо 25—28 тысяч гривен. Только Сакскому району на эти цели потребуется около 10 миллионов гривен, а всего по Крыму для восстановления отработанных земель необходимо свыше 42 миллионов. Как известно, государственное финансирование рекультивации земель с 1986 года прекращено и возложено на собственника земли, то есть на сельсоветы. Но распределение сводного бюджета сейчас таково, что сельские советы этих денег не имеют. По мнению работников Рескомзема, в таких сложных районах, как Сакский, следует создавать банк рекультивации земель, в который перечисляли бы средства все горнодобывающие предприятия, причем, как условие — еще до начала разработки карьеров. По мнению и.о. вице-премьер-министра крымского правительства Анатолия Коцерубы, «42 миллиона никогда не будет в бюджете выделено на рекультивацию», поэтому эти деньги должны найти только собственники земель.
Чрезвычайное состояние крымских карьеров послужило поводом к тому, что недавно эта проблема была рассмотрена на совместном заседании коллегий Рескомэкоресурсов и Рескомзема Крыма с привлечением многих экспертов. Причина нерешаемости этой проблемы, говорит председатель Рескомэкоресурсов Крыма Леонид Казак, состоит в том, что до сих пор правительство автономии пыталось решить ее административным путем, а при несовершенной законодательной базе это оказалось невозможным. Необходимо создать в автономии такой экономический механизм добычи полезных ископаемых, чтобы, во-первых, невыгодно было брать в разработку про запас лишнюю землю; во-вторых, чтобы невозможно было уйти от платы за рекультивацию. По его мнению, в Сакском районе проблема наиболее острая, но она существует и во многих других местах — в Первомайском, Раздольненском, Ленинском районах Крыма отношение к земле столь же хищническое.
Как быть дальше? По мнению сакского руководства, для наведения порядка в деле рекультивации земель после добычи ископаемых стройматериалов необходимо решить две проблемы. Во-первых, срочно необходима государственная концепция использования недр, которая должна содержать также методику определения ущерба, нанесенного земле хищнической добычей стройматериалов. Нынешние мизерные штрафы не только не соответствуют реалиям, не покрывают ущерб государства, но и не идут ни в какое сравнение с объемом вреда, нанесенного земле. Во-вторых, оказалось, что в Сакском районе из 24 сельсоветов землеустроители есть только в 8. Стараниями райсовета их количество было несколько увеличено, но из-за «непонятной», как выразился Георгий Никифоров, позиции Минфина оформлены они как попало, один даже числится в сельсовете… кассиром, что не дает ему ни необходимого статуса, ни полномочий.
Леонид Казак ввел в практику еженедельные отчеты инспекторов о работе по защите природы, в том числе соблюдения правил добычи полезных ископаемых. Это опять административная мера, потому что необходимая экономическая система, говорит он, может быть разработана только центральными органами власти: необходимы изменения в законодательство о землепользовании, постановления Кабинета министров Украины о расчетах за землепользование и распределение средств, полученных в виде платы за землю. Такие проекты сейчас готовит для Киева крымское правительство, ведь проблема, очевидно, касается не только полуострова, хотя здесь она наиболее острая.