Бухарест надеется сначала «проскочить» в НАТО, а потом упорядочить границы с Украиной
В этом году у украинско-румынских отношений своеобразный юбилей — пять лет базовому договору о дружбе и сотрудничестве. Однако далеко не всегда контакты двух стран отличались особой дружественностью. Сегодня Румыния — фактически единственная страна, с которой Украина не решила вопрос делимитации (обозначения на карте) границы, причем как морского участка, так и сухопутного. Переговоры между двумя странами продолжаются с 1997 года, когда президенты Румынии и Украины подписали базовый договор, подтверждавший нерушимость линии границы, существовавшей еще с советских времен. Переговорный процесс должен был завершиться в 2000 году подписанием двух документов, которые бы поставили окончательную точку. Речь идет о договоре о режиме государственной границы и соглашении о разграничении шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. Однако переговоры тормозились, причем, как часто писала румынская пресса, по вине Украины, поскольку Киев все внимание сосредоточил на президентской кампании 1999 года. В Киеве придерживались противоположного мнения: якобы именно румынские президентские выборы позапрошлого года стали причиной вакуума в переговорном процессе. Как бы там ни было, но именно Румыния долгое время не могла назначить главу своей делегации на переговорах.
Остров Змеиный был «камнем преткновения» еще до подписания базового договора. Бухарест убеждал, что он должен отойти румынской стороне, поскольку Украина унаследовала его от Советского Союза, который в свою очередь «заграбастал» его у Румынии по пакту Молотова —Риббентропа. Весьма похоже, что небольшой скалистый островок не вызвал бы такого ажиотажа, если бы не месторождения газа и нефти высокого качества на шельфе. Их объемы оцениваются в 10 млрд. кубических метров и 10 млн. тонн соответственно. Именно по поводу распределения шельфа сейчас и ведутся напряженные переговоры. Одно время румынская делегация настаивала на определении Змеиного не как острова, а скалы. Тогда бы расширялась зона нейтральных вод за счет моря, принадлежащего сейчас Украине, поскольку менялась бы точка отсчета границы. Потом вопрос был поставлен так: мы вам отдали Змеиный, но давайте не будем его учитывать при рассмотрении вопроса разграничения территориального моря и экономических зон. В Киеве от этого резонно отказались, ссылаясь на международное право. В конце концов базовым договором была подтверждена принадлежность острова Украине. Но попытки «переиграть» все равно присутствуют, утверждают украинские источники.
Прошлым летом, к примеру, между Киевом и Бухарестом разгорелся настоящий скандал. Румыны забили тревогу из-за разведывательных работ компании «Черноморнефтегаз» в 40 километрах от острова Змеиный. Согласно двухсторонним документам, обе страны должны воздерживаться от использования минеральных залежей до решения вопроса о делимитации континентального шельфа. Бухарест заявил, таким образом, что Киев нарушил эти договоренности. В Киеве же обвинения отвергли, подчеркнув, что разведывательные работы и использование ресурсов — абсолютно разные вещи. Осенью прошлого года в Киев приезжал министр иностранных дел Румынии Мирча Джеоане, который неожиданно даже для румын заявил, что по итогам его визита достигнут «значительный прорыв». С тех пор Бухарест старательно пытается сгладить «пограничный» вопрос. Но «сглаживание» происходит только на публике. В переговорах, сообщили «Дню» надежные источники, пожелавшие остаться неизвестными, румынские дипломаты проявляют принципиальную и безосновательную несговорчивость. Тем временем, если еще в июле прошлого года премьер-министр Румынии Адриан Нестасе не исключал возможности обращения Бухареста в Международный Суд по поводу разведочных работ «Черноморнефтегаза», то уже в феврале этого года, во время визита в румынскую столицу Анатолия Кинаха, он отметил, что «никаких территориальных претензий у Румынии к Украине нет и не будет».
Обращение в Международный Суд — отдельный вопрос. В эту структуру стороны имеют право обратиться в случае, когда все возможности на переговорах будут исчерпаны. Румынские дипломаты в разговоре с «Днем» признали, что это «удовольствие» Бухаресту невыгодно с финансовой точки зрения. От украинских дипломатов удалось узнать, что подобная судебная волокита может обойтись истцу в $10 млн. Однако в Киеве убеждены, что если дело дойдет до суда, то его решение будет в пользу именно Украины.
Чего на самом деле пытается добиться от Украины Румыния, на нынешнем этапе понять сложно. Румынская дипломатия по каким-то причинам в открытую не заявляет о своей позиции. Украинская же заключается в нерушимости границ, оставшихся от СССР. Похоже, что румыны настаивают на ревизии границы. Известно, что они требуют два из пяти островов в устье Дуная (как своеобразную компенсацию за Змеиный), хотя оба острова принадлежали Советскому Союзу. Известно, что большинство предложений украинской стороны румынами постоянно отвергается. В частности, во время одиннадцатого раунда переговоров в январе этого года Киев выдвинул идею пригласить на переговоры представителей Европейского Союза. Бухарест отказался. Более того, на тех же переговорах, когда украинские дипломаты поставили прямой вопрос, признают ли румыны линию государственной границы, которая была зафиксирована еще в базовом договоре, положительного ответа те не дали. В то же время в разговоре с корреспондентом «Дня» румынский дипломат удивился подобной постановке вопроса. По его словам, базовый договор был ратифицирован парламентами двух стран, поэтому, ни о каких сомнениях относительно его действия не может идти и речи.
Ни о каких территориальных претензиях на официальном уровне Румыния, действительно, не заявляет. С другой стороны — антиукраинская критика в румынской прессе продолжается до сих пор. На прошлой неделе две влиятельные румынские газеты «Курантел» и «Котидианул» опубликовали развернутые статьи, в которых речь шла якобы о попытке Украины использовать ситуацию возможного вступления Румынии в НАТО для решения вопросов о делимитации континентального шельфа между Украиной и Румынией в Черном море. «Украина ставит палки в колеса на пути вступления Румынии в НАТО», — как сказано в заголовке одной из статей. Речь идет о том, что на Пражском саммите НАТО в ноябре Бухарест рассчитывает попасть в число тех стран-счастливчиков, которые станут полноправными членами Альянса. А одно из главных условий такого членства — отсутствие территориальных претензий. Перед Бухарестом, таким образом, стоит задача не только отрапортовать перед натовцами, каких успехов Румыния достигла на пути армейского реформирования. Румынское руководство сейчас активно проводит встречи с натовской верхушкой, правительственная делегация страны недавно посетила Вашингтон, парламент одобрил план действий по вступлению в НАТО… Некоторые факты свидетельствуют, о том, что Румыния действительно может получить желанное членство. По информации «Дня», НАТО может даже не обратить внимание на то, что Бухарест не урегулировал все вопросы по границе со своими соседями. Речь, между тем, идет не просто о вопросах, а о реальных территориальных претензиях (взять во внимание хотя бы дунайские острова). При подобном раскладе румынской дипломатии, действительно, намного целесообразнее сейчас затягивать переговорный процесс с Украиной, заявлять при этом, что он продолжается, и умалчивать реальное состояние дел.
Вступление в НАТО должно было бы стать стимулом для Бухареста в переговорах с Украиной. Пока что этого не заметно. Между тем в Киев в первой половине этого года обещал приехать румынский президент Ион Илиеску. Премьер-министры Анатолий Кинах и Адриан Нестасе договорились, что до его приезда должны быть решены некоторые вопросы относительно границы. Планируется, в частности, подписание по этому вопросу промежуточного документа. Очередной раунд переговоров между сторонами, по информации «Дня», должен состояться в мае. Внесет ли он какие-то кардинальные изменения? Иначе будет похоже на то, что Илиеску придется отложить визит.