Прошедший год был для Агентства достаточно напряженным, тем не менее, проделана большая работа, достаточно результативная. Есть и проблемы, которые предстоит решать и в 2006 году.
В 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации досрочно завершена реализация подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России 2002-2010 годы», отсутствие должного финансирования которой и привели к ее закрытию. С этого же года практически все объемы геологоразведочных работ, выполняемых за счет средств субъектов Федерации, переданы на федеральный уровень. Вследствие этого почти в два раза увеличилось общее количество объектов геологоразведочных работ и объемы их финансирования. Суммарное финансирование геологоразведочных работ из всех источников составило более 84 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 10,7 млрд. рублей, 2млрд. рублей из бюджетов субъектов Федерации и более 74 млрд. рублей из внебюджетных источников, в основном, средств недропользователей. Несмотря на значительное увеличение масштабов работ, удалось сконцентрировать основное внимание на изучении объектов и проблем федерального значения, что обеспечило получение положительных результатов геологоразведочных работ. Этому способствовало так же и то, что впервые за последние годы финансирование работ было открыто уже в феврале 2005 года.
В прошедшем году Федеральное агентство проводило работы на 702 объектах. Основная часть выделенных средств была направлена на финансирование геологоразведочных работ по углеводородному сырью (это 4,5 млрд. рублей) и твердым полезным ископаемым (3,4 млрд. рублей). Финансирование работ общегеологического и специального назначения составило 2,3 млрд. рублей, прочих работ – 0,5 млрд. рублей. В целом геологразведочные работы 2005 года характеризуются достаточно высокой результативностью. В рамках региональных геологических исследований обеспечен значительный прирост геолого-геофизической изученности территории страны, Арктики и Антарктики. Выявлены и обоснованы 49 перспективных площадей для постановки последующих стадий прогнозно-поисковых работ. Получены данные, позволяющие поставить вопрос о расширении внешних границ континентального шельфа Российской Федерации и, как следствие, увеличить ресурсный потенциал углеводородов в Арктике. Приоритетными направлениями работ на нефть и газ были территории Сибирского и Уральского федеральных округов, а так же акватории морей, прежде всего, это касалось арктического шельфа. В результате локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 4,2 млрд. тонн условного топлива, выявлено 37 перспективных структур на акваториях арктического шельфа. К лицензированию подготовлены участки недр общей площадью более 215 тыс. кв. км. Положительные результаты получены и недропользователями. Впервые прирост запасов газа превысит объемы его добычи, ожидается увеличение прироста запасов нефти и конденсата на 65 млн. тонн. Основные объемы работ на твердые полезные ископаемые были направлены на поиски высоколиквидных и дефицитных, таких как золото, уран, хром, марганец. В первую очередь необходимо отметить новые перспективные находки в Северном Забайкалье. Это позволит кардинально изменить критическую ситуацию с запасами урана в стране. Выявление новых золоторудных провинций на Алтае, Северном Кавказе и Приморском крае, а также переоценка золотоносности Магадана и Якутии значительно расширят перспективы увеличения объемов золотодобычи в России. Освоение новых титан-циркониевых россыпных месторождений на Ставрополье позволит полностью освободиться от импортных поставок этого вида сырья. Кроме того, определенных успехов добились недропользователи: прирост запасов золота может почти вдвое превысить объемы его добычи, чего не было уже около 15 лет.
В целом геологоразведочные работы 2005 года характеризуются достаточно высокой эффективностью вложения средств федерального бюджета – 460 рублей прироста ценности недр за счет локализации прогнозных ресурсов полезных ископаемых на 1 рубль затрат.
Хочу остановиться на основных задачах, которые Агентству предстоит решать в текущем году. Почти в 1,5 раза увеличено финансирование геологоразведочных работ и, как следствие, их объемов. Определены основные направления и территории для выделения средств федерального бюджета. По видам полезных ископаемых приоритеты, как и в прошедшем году, сохраняются за углеводородным сырьем и твердыми полезными ископаемыми. Работы на нефть и газ будут продолжены на территории Уральского и Сибирского федеральных округов, включая Республику Саха (Якутия), а так же шельфах арктических и дальневосточных морей. Главное внимание будет уделяться подготовке к лицензированию участков недр, примыкающих к трассам строительства будущих нефтегазопроводов в Восточной Сибири. В части твердых полезных ископаемых планируется значительное увеличение финансирования работ на черные металлы в Приполярном и Полярном Урале для создания новой сырьевой базы горно-металлургического комплекса. Пересмотрены направления работ на уран с переориентацией на Сибирский федеральный округ. Будут проводиться работы на калийные соли (Калининградская обл.), железные и марганцевые руды и уголь (Ханты-Мансийский округ), урановое сырье и титано-циркониевые россыпи (Республика Калмыкия), платиносодержащие хромовые руды (Чукотка), а так же оценка золоторудного потенциала Таймыра. В 2006 году планируется активизировать работу в сфере лицензирования пользования недрами. Особое внимание будет уделено вопросам лицензирования участков недр, перспективных на углеводородное сырье в Восточной Сибири, в т.ч. Республике Саха (Якутия).
Теперь несколько слов об основных проблемах, которые мешают Агентству полноценно решать возложенные на него задачи. Прежде всего, это касается численности и качественного состава работников Агентства и его территориальных органов, которые стали более ощутимы при увеличении финансирования и объемов работ. Особенно хочется остановиться на производственном потенциале геологической отрасли, необходимом для решения геологических задач федерального уровня.
Многочисленные реорганизации и непродуманное реформирование отраслевых предприятий привели к целому ряду негативных последствий: потере федеральной собственности, являющейся опорной базой для решения вышеуказанных задач, потере производственного потенциала, уникальной научно-технической базы, опытнейших кадров. В результате в ведении Роснедра на настоящий момент сохранились всего 22 федеральных государственных унитарных предприятия и 4 учреждения. Все наши попытки активизировать передачу наиболее необходимых нам предприятий, предварительно сохранив их в государственной собственности, пока не имеют последствий. А, ведь, среди них остаются такие базовые для отрасли предприятия как «Волгагеология», «Кавказгеолсъемка», «Запсибгеолсъемка», «ЦНИИГеолнеруд», «ВНИГРИ», «НПЦ Недра» и ряд других. Вызывает озабоченность низкая привлекательность государственного заказа, убыточного для большинства предприятий из-за применения в расчетах устаревшей базы сметообразования. Существующее законодательство не стимулирует привлечение средств недропользователей для финансирования работ по поискам и разведке полезных ископаемых. Без этого невозможно полноценное решение проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. Приведу только несколько вопросов, нерешенных из-за несовершенства нормативно-правовой базы:
– правомочность предоставления лицензий для совмещенного пользования недрами в акваториях континентального шельфа, территориального моря и внутренних морских вод;
– возможность предоставления прав пользования недрами на участках недр, залегающих ниже установленных границ горного отвода;
– процедура определения стартового разового платежа за предоставление права пользования недрами на аукционной (конкурсной) основе и ряд других.
Есть и другие проблемы, над решением которых Агентству и его территориальным органам еще предстоит поработать. Заканчивая свое выступление, хочу заверить, что мы приложим все усилия для успешного выполнения поставленных задач.