Систематические поиски алмазоносных районов в пределах Сибирской платформы начались в 40-х годах прошлого века. Проводились они экспедициями Иркутского геологического управления на севере Иркутской области, в Красноярском крае и Якутии. Прогнозы вероятной алмазоносности данной территории опирались в те годы на ее геолого-структурное сходство с крупнейшим алмазоносным районом Южной Африки.
Вскоре в пределах Иркутской области, в террасовых и русловых отложениях притоков Нижней Тунгуски и среднего течения Ангары, были найдены первые алмазы и их спутники: пироп и титановый железняк. Чуть позже кристаллы алмазов обнаружили в речных отложениях Вилюя и Малой Ботуоби. Находки указывали на наличие в Восточной Сибири обширной алмазоносной провинции.
К сожалению, с открытием в 1950-х годах крупных вилюйских месторождений и быстрым развертыванием на их основе промышленной добычи алмазов центр тяжести поисковых работ переместился на территорию Якутии. Поэтому в пределах Иркутской области поиск промышленных месторождений алмазов приостановился, хотя здесь имеются более благоприятные геологические условия для их залегания, чем в Якутии. Кроме того, на юго-западе Иркутской области имеются другие достаточно перспективные территории.
В настоящее время в Иркутской области выявлены четыре потенциально алмазоносные субпровинции. В их пределах возможно открытие коренных месторождений кимберлитового и лампроитового типов: Ангаро-Тунгусская субпровинция, Якутская субпровинция, Присаянская субпровинция и Байкало-Патомская субпровинция.
Специалисты полагают, что в пределах области возможно выявление месторождений алмазов кимберлитового и лампроитового типов. В перспективе их ежегодная добыча здесь может составить до 10 миллионов каратов. При средних мировых ценах 45 доллар за 1 карат объем реализации будет оцениваться в 450 миллионов долларов. Это примерно 30% доходов от современного экспорта всех российских алмазов.