К такому выводу пришли российские ученые из института геологии, рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН на основе исследования флюидов – гидротермальной фазы глубинных геосфер Земли.
Спор о природе глобального потепления климата продолжается. Последнее время, отмечает журнал "Наука и жизнь", сторонники неантропогенного происхождения этого явления, похоже, имеют перевес, находя все новые доказательства его природного характера. Извержение вулканов, влекущее за собой выброс огромного количества различных газов, в том числе и парниковых или превращающихся в таковые в результате несложных химических реакций в атмосфере – одна из популярных сегодня гипотез изменения климата на Земле. Однако попадание в атмосферу парниковых газов из недр Земли возможно и в результате излияния гигантских объемов магмы, происходящих при подъеме мощных восходящих потоков горячего материала -суперплюмов.
Содержатся эти газы в так называемых флюидах глубинных геосфер. Флюиды глубинных геосфер сложены смесью воды и углекислого газа с примесями окиси углерода, азота, водорода, метана и других углеводородов. Они участвуют в формировании континентов и процессах рудообразoвания, обеспечивают глобальный массоперенос и транспорт летучих веществ из глубин Земли в атмосферу и гидросферу, что может приводить к глобальным изменениям окружающей среды.
Исследователи оценивали содержание двуокиси углерода (основного парникового газа) в одной из вулканических горных пород – толеитовых базальтах сибирской трапповой провинции (траппы – группа магматических горных пород). Полученные данные позволили ученым оценить содержание углекислого газа в исследованных толеитовых базальтах.
Минимальная оценка общего количества выделившегося углекислого газа оказалась сравнима с его массой, необходимой для существенного глобального потепления (для подъема средней температуры на 1-2 градуса).
Такие впечатляющие результаты позволили исследователям сделать вывод, что последствия излияния гигантских объемов магм, возникающих при подъеме суперплюмов, вполне могут быть причиной глобальных изменений окружающей среды и катастрофических биокризисов, а вовсе не деятельность человека.