В Екатеринбурге прошло заседание рабочей группы по реализации поручений президента России, связанных с развитием минерально-сырьевой базы на Северном, Приполярном и Полярном Урале.
По мнению геологов, о целесообразности разработки горнорудных залежей пока говорить рано – в обследованных ими породах содержится много щебня, но никак не полезных руд.
Доклады геологов, проводивших изыскания на Урале в прошлом году, вызвали, если не шок, то потрясение, у чиновников. Оказалось, что из 12 объектов изучили только 8. Остальные бросили – из-за малой их перспективы и нехватки финансирования. В обследованных же скважинах полезных для промышленной разработки залежей руд, увы, не обнаружено. Правда, небольшое месторождение железа, а также хромитов найдено на севере Свердловской области.
«Оценка ранее определившихся площадей, которые мы детально обследовали, привела к негативному результату. Но в геологии это вероятно. Ничего страшного нет. Сейчас мы возвращаемся к изучению этого региона», – рассказал генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья Григорий Машковцев.
Матушка природа круто смешала и щедро рассыпала в предгорьях Урала щебень и минералы. Оттого разрабатывать некоторые месторождения не рентабельно. Не случайно вокруг мега проекта уже возник конфликт интересов. Чиновники федеральных ведомств пытаются сократить финансирование геологоразведки, утверждая – нельзя пилить чугунную гирю в надежде, что она золотая. Ученые Урала им возражают: залежи есть. Это подтверждают аэро- и космическая съемки. Надо искать, но на это нужны деньги.
Между тем, острота дефицита с железным, угольным, хромовым, марганцевым сырьем на металлургических предприятиях Среднего и Южного Урала достигла апогея. За 300 лет их работы уже выбраны почти дочиста знаменитые здесь Гора Благодатная и Магнитка. Руду везут с Курской магнитной аномалии – за 2 тысячи километров, с Кольского полуострова и из Сибири (с Коршуновского горнообогатительного комбината) – за 3 тысячи километров. До 30% импортируется ее из Казахстана.
Дороговизна перевозки сырья отразилась на цене металла. До 40% предприятий машиностроительного комплекса Урала стали убыточными. Большие надежды связываются именно с разработкой Полярного Урала. Но его доразведка досадно затянулась.
«Прошло уже 5 лет. Срок не малый. Пора уже сесть за стол и оценить: что, где правильно сделали, где не правильно сделали? Непонятно: что в начале надо делать – дорогу строить, а потом заниматься разведкой, или наоборот. В конечном итоге, если нет инфраструктуры, то никакой инвестор не придет, в горы не полезет, туда, где не открыты еще месторождения», – отметил генеральный директор ОАО «Сибирский научно – аналитический центр» Анатолий Брехунцов.
Как показал анализ, в прошлом году финансирование геологоразведки на Урале велось не регулярно. Почти тридцать процентов недодало денег государство, а недропользователи – это те, кто выиграл тендеры и получил лицензионные участки, – недодали почти 70 %.
Старались поддерживать геологов лишь бюджеты областей и автономных округов, входящих в УрФО. Но и у них сейчас пыл, похоже, поостыл. Их не устраивает модель управления со стороны федеральных министерств.
По итогам заседания было принято решение – в марте провести комплексную проверку расходования бюджетных средств на предприятиях, проводивших геологоразведку на Урале.
Со своей стороны ученые просят не отчаиваться от полученных отрицательных результатов – залежей руд на Урале много. Нужны время, кадры и деньги, чтобы найти крупные, рентабельные для разработки месторождения.