Сегодня в Тюменской области "добывается не нефть, а вода с пленкой нефти". Так сформулировал одну из современных проблем нефтедобычи Иван Нестеров, известный тюменский ученый, заведующий кафедрой геологии нефти и газа ТюмГНГУ. "Обводненность большинства крупных нефтяных залежей достигла 90-92%, – сказал он, выступая накануне на "круглом столе" по проблемам взаимоотношений науки, общества и власти. – Поэтому нужно думать о новых приростах запасов".
Однако развивать геологоразведочные работы сейчас сложно по нескольким причинам. "Мы сегодня всю Тюменскую область нарезали на кусочки, и чем дальше – тем меньше кусочки", – сформулировал Нестеров одну из причин. Некоторым недропользователям уже "негде бурить" на лицензионных участках, а выйти за их пределы они не вправе. Другая причина заключается в отсутствии мощностей: "нет геологоразведочных буровых бригад, нет станков", и быстро этот пробел не восполнить.
Иван Нестеров предложил обратить внимание на законсервированные скважины – как принадлежащие компаниям, так и бесхозные. Передав их научно-исследовательским организациям, можно было бы создать там своеобразные полигоны для отработки новых технологий добычи. "В научных организациях разрабатываются очень неплохие технологии, но от науки до производства иногда проходит слишком много времени, – констатировал Иван Нестеров. – Поэтому нужно создавать такие участки, передавать скважины в тот же технопарк или НИИ…"
Предложение Ивана Нестерова о включении в состав тюменского технопарка одного-двух таких полигонов поддержал директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. Трофимука СО РАН Михаил Эпов. "Мы не можем сейчас довести научную разработку до технологии, потому что это просто негде сделать", – заметил он. Такие полигоны могут стать частью технопарка и решать прямую инновационную задачу – воплощать идею в технологию. Пока же научные разработки "зависают", эта интеллектуальная собственность уходит в руки зарубежных компаний, которые предоставляют площадки для реализации идей.