Крупные скопления нефти и газа могут возникать не за миллионы лет, как ранее считалось, а лишь за десятилетия. Группа ученых из Института проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН) под руководством доктора геолого-минералогических наук Азария Баренбаума разработали концепцию антропогенного происхождения нефти и газа. Концепция предполагает, что нефтегазообразование – это процесс не только геологический, а, прежде всего, климатический, тесно связанный с современным геохимическим круговоротом воды и углерода на нашей планете. Решающая роль в образовании залежей нефти и газа в этом механизме отводится переносу углерода через земную поверхность метеогенными водами (подземными водами, поступившие в гидролитосферу из атмосферы – ред.) в ходе их климатического круговорота. Поступающий с водами углерод (преимущественно, в форме гидрокарбоната) в условиях земной коры восстанавливается до углеводородов, из которых в геологических структурах-ловушках формируются нефтегазовые скопления.
Теоретические оценки, проведенные исследователями, показали, что по этому механизму формируется около 90% нефтегазовых скоплений на глубине 1-10 км и лишь приблизительно на 10% – из органических остатков пород земной коры. Таким образом, нефтегазообразование определяется не только образованием углеводородов в недрах Земли, но и геохимическим, климатическим круговоротом воды и углерода над поверхностью планеты, который, в свою очередь связан, в том числе, и с хозяйственной деятельностью человека. Благодаря активному участию в образовании нефти и газа климатического круговорота заметное пополнение их залежей происходит не за многие сотни тысяч – миллионы лет, а всего лишь за несколько десятилетий.
По мнению авторов новой концепции нефтегазообразования, современные объемы потребления человечеством углеводорода (7,6 млрд. т топлива в нефтяном эквиваленте) способно оказывать действие не только на глобальное изменение климата на Земле, но и на региональные процессы образования нефти и газа. Причем ученые считают, что достаточно умеренное по темпам извлечение нефти и газа из залежей не должно сильно влиять на потенциальную нефтегазоноскость региона. Однако это верно лишь при условии, что извлекаемые углеводороды будут потребляться в пределах того же гидрогеологического бассейна, что и их добыча.
Так что, если исходить из новой концепции нефтегазообразования, ресурсы нефти и газа в масштабах всей планеты, неисчерпаемы. Правда, отдельные регионы, где происходит преимущественно добыча углеводородов без интенсивного их потребления, могут столкнуться с проблемой истощения месторождений.
Недавно ученые из ИПНГ РАН получили экспериментальное подтверждение своей концепции в ходе разведочного бурения в Юго-Восточном борту Московской синеклизы.