Полярные шапки Марса могут скрывать в себе водоемы, похожие на озеро Восток в Антарктиде, поэтому исследование земного антарктического озера может помочь в поисках жизни за пределами Земли, считает глава Росгидромета Александр Фролов.
"Это начало огромного научного исследования", – сказал Фролов журналистам в кулуарах расширенной коллегии Росгидромета, комментируя информацию о проникновении в озеро Восток.
В начале февраля российские ученые после десятков лет бурения впервые проникли в скрытое под трехкилометровой толщей антарктического льда озеро Восток – крупнейшее в Антарктиде подледникое озеро, которое было, по меньшей мере, несколько миллионов лет изолировано от внешнего мира.
"Открытия будут, несомненно, по происхождению жизни, по геологическим вопросам. Это мир, который находился миллионы лет в абсолютно других условиях. И сравнение его с нашим миром – это очень интересно. Аналогичные условия есть, например, в полярных шапках Марса, где 80-120 градусов (ниже нуля) и лед. Может быть это позволит на Марсе что-то найти, может быть и озеро "Восток-2" на Марсе", – добавил глава Росгидромета.
Согласно современным представлениям, около 4-3 миллиардов лет назад, в Ноеву и Гесперийскую эпохи на поверхности Марса присутствовала жидкая вода, и, возможно, океан, занимавший северное полушарие планеты. В настоящее время Марс – сухая планета, однако достоверно установлено присутствие водяного льда на небольшой глубине вокруг полюсов и в средних широтах.
Ранее ученые заявляли, что условия в озере Восток могут быть сходны с условиями в подледном океане на одном из спутников Юпитера – Европе, которая рассматривается сейчас как одно из вероятных мест обитания внеземных живых организмов.
Фролов напомнил, что ранее в озерном льде уже находили ДНК термофильных бактерий, которые приспособлены к жизни при температуре 70-80 градусов тепла, что говорит о возможном присутствии горячих источников на дне озера.
Технология бурения, которая исключает попадание в озеро постороннего вещества, предусматривает, что в давление заливочной жидкости в скважине на три атмосферы меньше давления воды в озере. В момент проникновения бура в озеро, вода поднимается вверх по скважине на 30-40 метров, выдавливая вверх заливочную жидкость, состоящую из керосина и фреона. Благодаря этому ничто не проникает из скважины в само озеро.
Столб озерной воды в скважине замерзнет, а в декабре новая экспедиция "выбурит" этот свежезамороженный лед. Последние десятки метров бурение шло уже в теле озерного льда, однако он намораживался так медленно, что по его свойствам нельзя судить о свойствах озерной воды.
Однако, по словам Фролова, уже сейчас ученые получили образцы воды из озера.
"Последние метры были уже лед с водой. Мы добурились до воды, вода выбила заливочную жидкость на 30-40 метров вверх, часть заливочной жидкости вылилась на поверхность, и мы подняли эту воду в буровом снаряде", – сказал глава Росгидромета.
Он добавил, что расчеты руководителя буровых работ Владимира Лепенкова оказались исключительно точными: он предсказывал, что с вероятностью 95% "крыша" озера будет на глубине 3 километра 766 метров, и ошибся лишь на 3,3 метра.
Фролов подчеркнул, что само проникновение в озеро – неоспоримый факт: "Проникновение зафиксировано показаниями датчиков на буровом снаряде, зафиксировано на фотокамеру, керном, водой, пробами, это абсолютно эмпирический факт".
"Последний керн был с водой… Внутрь снаряда попадает вода, и он сам обледеневает. Этот лед буровики соскребли, сам факт, просто как доказательство, что-то весомое… Мы из рук руководителя буровых работ получили эти образцы", – сказал он.
По словам главы Росгидромета, часть образцов будет доставлена в Петербург на самолете вместе с буровой партией. "Они везут часть проб с водой в специальных контейнерах. Все остальное будет доставлено в особых условиях, на корабле ("Академик Федоров")", – сказал глава Росгидромета.
Фролов подчеркнул, что проникновение в озеро – только начало большого исследовательского проекта, который позволит получить множество научных данных в сфере геологии, биологии и многих других дисциплин.
"Здесь очень много научных задач, сначала мы занимались палеоклиматом и гляциологией, теперь мы отбираем пробы, там находят частицы пород, которые чрезвычайно интересны геологам. Открывается поле для междисциплинарных исследований, это начало проекта по большой науке", – сказал глава Росгидромета.
"Есть у нас очень мощная лаборатория, оснащена самыми современными приборами. В распоряжении РАН также есть лаборатория", – добавил он.
Кроме того, российские полярники оставили запас для будущих поколений ученых.
"Половина керна остается на озере. Если появятся новые технологии, сюда можно будет вернуться и доисследовать то, что было пропущено", – сказал Фролов.