Как известно, 5 июля 2004 года Правление ОАО "ЛУКОЙЛ" одобрило решение о продаже ООО "ЛУКОЙЛ-Бурение" и компания "ЛУКОЙЛ" объявила, что "Решение об отчуждении доли в уставном капитале ООО "ЛУКОЙЛ-Бурение" принято в рамках реализации положений Программы стратегического развития ОАО "ЛУКОЙЛ" до 2013 года, касающихся повышения капитализации и инвестиционной привлекательности Компании путем вывода из состава Группы "ЛУКОЙЛ" непрофильных активов. Программа также предусматривает получение доходов от продажи непрофильных активов, снижение доли постоянных затрат в структуре себестоимости Компании, повышение прозрачности и управляемости Группы "ЛУКОЙЛ", сокращение численности персонала и повышение эффективности его использования, развитие конкурентной среды в сфере сервисных работ и услуг".
Очевидно, что компании "ЛУКОЙЛ" совершенно необходимо повышать свою "прозрачность" – о проводимых тендерах она не информирует даже Союз производителей нефтегазового оборудования. Снабженческая структура крупнейшей российской нефтяной компании – ООО "ЛУКОЙЛ-Энергогаз", руководимая бывшим членом правления ОАО "ЛУКОЙЛ" Александром Смирновым, даже не имеет своего сайта в Интернет. Эксперты полагают, что о "повышении прозрачности" в нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" говорить сложно, а закрытость создает благоприятную почву для завышения цен, особенно при импорте оборудования.
Недавно компания Schlumberger, которая известна своей экспансией на российском рынке сервисных услуг для нефтегазового комплекса, приобрела 26% акций крупнейшей российской сервисной компании "ПетроАльянс" за $12 млн. денежных средств и 244 тыс. акций Schlumberger стоимостью $24 млн. Сделка рассчитана на три года. После приобретения 26% акций "ПетроАльянса", во втором квартале 2005 года компания приобретет еще 25% "ПетроАльянса", а оставшуюся долю планируется выкупить год спустя, в 2006 году.
К чему приводит экспансия иностранных сервисных компаний на российский рынок? Иностранные сервисные компании приходят в Россию со своим оборудованием. В результате, теряют рабочие места российские специалисты, распускаются управления буровых работ, распродается и разворовывается техника. Квалифицированные кадры в нефтяной отрасли остаются без работы, а их работу на российской территории начинают выполнять иностранные фирмы. Нефтяная промышленность садится на опасную "технологическую иглу" – поставляя свою технику, инофирмы вынуждают закупать иностранные запчасти, использовать иностранную ремонтную базу и кадры.
Кроме того, при работе иностранцев в области геофизики и геологии неизбежно происходит утечка секретной информации о российских недрах. Эта информация является закрытой во всех странах. Сведения о недрах были совершенно секретными и в СССР, а теперь в России считают возможным допускать к ним иностранцев.
Сегодня можно говорить о трех этапах проникновения иностранных сервисных компаний в российский нефтяной комплекс.
Первый этап длился с начала 90-х годов до 2001-2002 гг., когда иностранные компании действовали параллельно с российскими, не занимая доминирующей доли на рынке.
Второй этап начался в последние два-три года и характеризуется тем, что российские нефтяные компании объявили сервисные подразделения "непрофильными активами" и начали выводить их из своей структуры. Значительно активизировались иностранных сервисные компании, которые получают в России самые крупные подряды и начинают скупать российских конкурентов. Участились случаи получения российскими компаниями субподрядов от инофирм на проведение невыгодных работ. Подобной дискриминации, при которой национальные сервисные компании ожидают подачек от иностранных операторов работ, нет ни в одной развитой стране.
Если не изменить ситуацию, то наступит третий этап, при котором российских сервисных компаний на рынке вообще не будет, а инофирмы будут монополистами и диктовать свои цены.
Доля ООО "ЛУКОЙЛ-Бурение" на рынке бурения в России в период 1999-2003 годов составляла от 12% до 17,5%. В этой компании работает более 14 тыс. человек. Эксперты полагают, что продавать такую компанию прямым иностранным конкурентам нельзя – это приведет к еще большему засилью иностранных сервисных компаний на российском рынке. И, естественно, что это никак не повысит портфель заказов на буровые установки российских (Уралмаш, ВЗБТ) предприятий.