Нельзя медлить с выходом на новые перспективные районы добычи нефти. Об этом заявил накануне выступая на VIII Конгрессе нефтегазопромышленников России в Уфе президент одноименного Союза Геннадий Шмаль.
Конечно, потенциала Западной Сибири хватит на ближайшие 25-30 лет, а что дальше?- подчеркнул Геннадий Иосифович. В условиях жесткой плановой экономики достаточно высокой дисциплины, наличии крупных и мобильных мощностей строительных организаций в первую очередь Миннефтигазстроя СССР в 60-70 годы потребовалось 15 лет для организации добычи нефти в Западной Сибири в больших объемах.
В нынешних условиях этого срока явно не хватит. Это означает, что медлить нельзя. Надо разработать комплексную программу организации и переработки нефти и газа в Восточной Сибири и придать ей статус национального проекта. Если говорить в целом о стране, то выход из кризиса мне видится в дальнейшем повышении эффективности работы всего топливного комплекса, постановке крупных амбициозных целей. Для нас это может быть освоение Восточной Сибири, развитие нефтепереработки, нефтехимии, газа.
На мой взгляд, надо было выделить на этом направлении следующий комплекс мер. В первую очередь – помощь реальному сектору экономики. Могу сказать, что из тех больших вложений – 6 трлн рублей, которые были выделены государством на поддержку экономики, в реальный сектор дошло 147 млрд рублей или, или 2,5%.
Прежде всего помощь нужна малым и средним предприятиям нефтянки. Срочно нужно снизить НДПИ, снизить таможенные пошлины, а на месторождениях Восточной Сибири на первом этапе сделать их нулевыми. Разработать эффективную национальную кредитную систему, доступную и с разумными процентными ставками. Ну что такое сегодня по 20-25% кредит, ну кто его отработать может?
Издать указ президента или постановление правительства об арендных отношениях крупных нефтяных компаний недропользователей и малых компаний в отношении использования простаивающих нефтяных скважин. Если ввести в действие 10 тысяч простаивающих скважин из тех 30, которые у нас есть, это могло бы дать прибавку к добыче в размере 12-15 млн тонн в год.
Конечно, нужна определенная поддержка малышей. Это можно было бы сделать, приняв специальный закон о малом бизнесе в нефтяной и газовой сфере.
Я рад, что сегодня мы находим поддержку в этом плане со стороны комитета по энергетике Государственной Думы РФ.
Второй блок мер, которые мы предлагаем – это сверхсрочные меры, включающие налоговые каникулы на время кризиса при освоении новых месторождений, независимо от их положения. Найти форму к возврату налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы или механизм стимулирования участия нефтегазовых компаний в приросте запасов нефти и газа.
Следует так же оптимизировать федеральные целевые программы, составить перечень очередности и приоритетности и утвердить законодательно. Принять необходимые меры по сокращению темпов роста на тарифы естественных монополий. Приняв меры по сохранению рабочих мест, значительно активизировать работы по созданию технических регламентов и государственных стандартов.
Третий комплекс мер – это перспективный. Здесь бы я на первое место поставил проблему запасов. С 1993 года текущие промышленные запасы нефти в стране сократились на 2,9 млрд тонн. За период с 1993 по 2007 год прирост запасов нефти в результате геологоразведочных работ, подчеркиваю, компенсировал лишь 34, 5 % накопленной добычи, чуть более 1/3, поэтому виртуальный прирост С2 в переводе в С1 за счет увеличения КИН и т.д.
Нельзя допустить сокращения поисково-разведочных работ. Далее необходима оптимизация экспорта топливно-энергетических ресурсов, развитие отечественной нефтепереработки. Поддержка инициатив частных предпринимателей, финансовых структур по строительству новых и реконструкции существующих нефтеперерабатывающих заводов. Инновационная политика в этом отношении деклараций много, а дела мало. Одна из главных причин состояния нашего ТЭКа и особенно нефтегазовой отрасли это дефицит новых технологий. Может быть стоит подумать о создании государственно-частной корпорации по внедрению новых технологий, новых разработок машин, механизмов, оборудования, как предлагают некоторые специалисты.
На мой взгляд, следует переосмыслить роль субъектов Федерации. Невозможно всем управлять из центра, тем более что, опыта и знания столичных чиновников явно недостаточно.
Только повышая эффективность деятельности нефтегазового сектора экономики нашей страны, мы можем гарантировано добиться общего успеха, и только совместными усилиями мы сумеем решить все непростые вопросы и проблемы отрасли в сегодняшнем временном измерении. Вот на мой взгляд, самые главные условия антикризисной программы.