Государственная компания ONGC предложила «Роснефти» продать долю в стартовавших проектах. В случае отказа индийские инвесторы готовы вкладывать в нераспределенные участки шельфа, но признают отсутствие компетенции.
Индия намерена присоединиться к разработке российского арктического шельфа. ONGC Videsh Ltd (OVL) – инвестиционное подразделение нефтегазовой государственной Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) ведет переговоры об участии в проектах «Роснефти», сообщили источники The Times of India.
По их словам, еще 4 мая 2012 года OVL направила в «Роснефть» предложение о сотрудничестве в одном из трех проектов, в которых уже принимают участие американская ExxonMobil, итальянская ENI и норвежская Statoil.
OVL намерена войти в проекты за счет сокращения доли «Роснефти» и предлагает ей продать акции в любом из трех проектов. В том случае, если «Роснефть» откажется, OVL предлагает рассмотреть ее участие в одном из будущих 12 проектов. В последних OVL готова взять на себя стандартные 33%.
Впрочем, OVL предполагает, что из-за недостаточного опыта корпорации в подобных проектах ей откажутся предоставить стандартную для иностранных партнеров долю. В этом случае она согласна на 8%. Оставшиеся 25% «Роснефть», по российскому законодательству, сможет предложить другой иностранной компании.
Соглашение о сотрудничестве с ExxonMobil «Роснефть» подписала в августе 2011 года – после провала «сделки года» с BP, против которой выступили российские акционеры ТНК-BP. ExxonMobil достались три участка в Карском море (Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3), общие ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа.
С ENI соглашения подписаны в апреле 2012 года. Итальянской компании достались проекты в Баренцевом море – Федынский и Центрально-Баренцевский лицензионный участки. Перспективные извлекаемые ресурсы нефти по двум участкам – 2 млрд тонн, ресурсы газа – 1,9 трлн куб. м.
Норвежской Statoil «Роснефть» отдала Персеевский участок в Баренцевом море и три участка – Магадан-1, Лисянского и Кашеваровского – в Охотском море.
В каждом из этих проектов 67% принадлежит «Роснефти», оставшиеся 33% – иностранному партнеру. По соглашению, иностранцы оплачивают всю первичную разведку, а в случае обнаружения нефти или газа выплачивают премию «Роснефти» за добычу. Бурение поисковых скважин намечено на 2019–2020 годы.
По предварительным подсчетам, совокупные инвестиции в арктические проекты могут составить $250–400 млрд и дать 160 млрд баррелей новой нефти. На первичной стадии инвестиции Exxon Mobil составят $3,2 млрд, ENI и Statoil вложат примерно $1 млрд каждая.
По данным Геологической службы США, в арктическом шельфе может находиться 30% мировых неразведанных запасов природного газа и 13% – нефти.
Арктический проект интересует OVL как способ закрепиться на российском севере и дальше развивать экспансию в Сибири и на Дальнем Востоке. Интерес к Арктике индийская госкомпания выразила еще в начале 2012 года.
Это не первая попытка присоединиться к российскому нефтегазовому рынку. В 2005 году OVL предлагала $2 млрд за 15% акций «Юганскнефтегаза».
Сейчас ONGC работает в России на проекте «Сахалин-1», ей принадлежит 20% (японской Sodeco 30%, «Роснефти» 20%).