На пересечении проезда Геологоразведчиков и улицы Мельникайте в Тюмени есть памятный знак – он установлен на том месте, где в далеком 1949-м году была забурена первая в регионе разведочная скважина. Тогда нефти здесь не нашли – скважина оказалась "сухой", однако с ее помощью впервые было изучено геологическое строение западносибирских осадочных пород до глубины двух километров.
Но не исключено, что когда-нибудь нефть на территории города все-таки будет найдена: в результате уточнения границ Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции она (провинция) теперь охватывает и Тюмень.
Нефтегазогеологическое районирование стало первой частью масштабной работы по переоценке ресурсной базы углеводородов РФ, которую по заказу Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) выполняют несколько организаций. Исследования охватывают всю территорию страны и проводятся под руководством ВНИГНИ, головного института Роснедр.
Уточнением границ Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (ЗСНГП) занимаются Западно-Сибирский научно-исследовательский институт геологии и геофизики (ЗапСибНИИГГ), Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В. И. Шпильмана (ЦРН) и Сибирский научно-аналитический центр (СибНАЦ). Юг Тюменской области – наряду с Омской, Новосибирской, Томской, Курганской областями и частью Свердловской области и Красноярского края – "достался" ЗапСибНИИГГ.
Одной из основных проблем при районировании стало как раз установление южных границ. "Специалисты очень много спорят о перспективах южных районов Западной Сибири, – отмечает генеральный директор ЗапСибНИИГГ Игорь Шпуров. – В Тюменской области, например, граница территории, на которой открыты месторождения, проходит по Иртышу. Аналогичная ситуация в Омской области, в Томской тоже задействован только север. Практически нигде нет открытых месторождений в южной части…"
Но, по мнению ряда специалистов, этих открытий нет не потому, что там нет нефти. Причина в том, что чем ближе к южной границе провинции – тем сложнее геологическое строение, а значит, опробованными методами открытия не совершить. Подходы к обоснованию места заложения скважин, применяемые в широтном Приобье, здесь не годятся. Кроме того, многие связывают "южные" перспективы с более глубокими горизонтами. Поэтому нужны инновационные методы поиска и прогнозирования, подчеркивает Игорь Шпуров.
И тем не менее изучение южных территорий, по его словам, идет достаточно активно. Так, с 2002 года (когда была проведена предыдущая переоценка ресурсов Западной Сибири, включая нефтегазогеологическое районирование) на южных территориях проложено 8 тыс. погонных километров региональных сейсмопрофилей, пробурено несколько скважин, выполнялись площадные сейсморазведочные работы. По сравнению с итогами предыдущего районирования прирост площади ЗСНГП за счет южных территорий составил 80 тыс. кв. км, в том числе в границы провинции вошла Тюмень.
Можно, конечно, и пошутить по поводу "нефти в городе", но специалисты всерьез полагают, что границы нефтегазоносности в Тюменской области могут смещаться южнее традиционно нефтяного Уватского района. Это значит, что и в других районах можно планировать геологоразведочные работы за счет федерального и регионального бюджета и проводить лицензирование недр для геологического изучения, а в перспективе – для геологического изучения с последующей добычей.
Кстати, сейчас в подразделениях Роснедр идет обсуждение планов на 2011 год по геологоразведочным работам, которые финансируются из бюджета. Ожидается, что Уральскому федеральному округу будет выделено гораздо больше средств, чем в нынешнем году. Специалисты надеются, что в этом случае можно будет выполнить значительные объемы сейсморазведочных работ, построить новые параметрические скважины и тем самым изучать сложные и глубокие горизонты.