Россия. «Газпром» сокращает объем добычи газа

За последнее десятилетие российский монополист никак не может сдержать свое обещание и повторить рекорд 1993 года, когда было добыто 578 млрд куб. м газа, пишет «Обозреватель». Как сообщил нам эксперт Института энергоисследований Юрий Корольчук, с 2003 по 2008 год «Газпром» еще удерживал ежегодную добычу газа на уровне 547-556 млрд, а в 2009 году добыча резко снизилась до 461 млрд. В 2010 и 2011 году российский монополист добыл всего 508-510 млрд куб. м, вопреки оптимистическим прогнозам увеличить добычу до 520 млрд куб. м. «О каких поставках газа еще и в Китай может идти речь?», – задался вопросом эксперт.

Так что же на самом деле стряслось с «Газпромом»? И почему одновременные холода в России, Украине и Евросоюзе показали неспособность «Газпрома» увеличить добычу газа и не думать о «каких-то» 50-60 миллионах кубометров в сутки?

По мнению аналитиков газовой отрасли, с «Газпромом» случился газовый «инфаркт». «Последние четыре года компания как живой организм мужественно переносит инфаркт на ногах, делая вид, что «пациент» здоровый и бодрый», – отмечает Корольчук. По мнению директора энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара, миф о всесильном «Газпроме» рассеялся. «Причина в том, что «Газпром» с начала прошлого десятилетия слишком увлекся инвестированием в трубопроводные проекты, и не уделял должного внимания расширению газодобычи, поведению инвестирования в геолого-разведовательные работы, в разработке новых месторождений, их оборудования», рассказал эксперт. По словам Гончара, ситуация является логичной, поскольку «Газпром» был не в силах выполнять обязательства еще в 2006 году.

Теплая зима 2007 года позволила не ощутить этого пика. 2008 год срезал пики потребления газа вообще: кризис и вступление Европы в фазу минимального экономического роста привели к сокращению и оптимизации энергопотребления. А вот январь 2009 года был холодным, и тогда мы снова ощутили, как теперь можно определить, проблемы в «Газпроме». «Для того, чтобы замаскировать эту проблему, «Газпром» развязал газовую войну. Это была одна из причин», – отмечает Михаил Гончар.

Обозреватель