Проблемы и перспективы мегапроекта "Урал промышленный – Урал Полярный" обсудили на круглом столе Центра социально-консервативной политики "Урал-Полярный" партии "Единая Россия" в Ханты-Мансийске в пятницу.
По словам замруководителя аппарата Госдумы РФ Юрия Шувалова, Центр социально-консервативной политики востребован как структура, которая может оперативно обсуждать решения, формирующиеся во власти и влиять на их принятие с учетом мнения населения. Он отметил, что "мега-проект "Урал промышленный – Урал Полярный" – это общенациональный проект, который должен иметь свой высокий статус, особенно в такой период. Ведь, несмотря на финансовый кризис, мы должны искать альтернативный путь для развития государства", – подчеркнул Шувалов.
С ним согласен губернатор Югры Александр Филипенко: "Главная идея проекта заключается в интеграции, в объединении регионов для его реализации, причем речь не идет только о субъектах, входящих в УрФО. "Урал промышленный" – это национальный проект и в этом его глубокий смысл, особенно в нынешних сложных условиях".
Как подчеркнул Александр Филипенко, сегодня нефть составляет более 60% от валового регионального продукта, а нефтяная промышленность – 90%. Развитие других кластеров, среди которых – нефтегазохимия, образование, в том числе наука и высокие технологии, даст возможность диверсифицировать структуру экономики, где нефть будет занимать уже менее половины от нынешнего состояния. "Это существенный шаг для того, чтобы сделать функционирование экономики более надежным", – передает слова Филипенко "Югра-Информ".
Участники заседания считают, что все крупные инвестиционные проекты, в том числе "УП-УП", являются приоритетными для финансирования за счет кредитных ресурсов банков, получающих господдержку в рамках программы по борьбе с последствиями экономического кризиса.
В ходе заседания участники круглого стола отметили, что для успеха проекта освоения Приполярного и Полярного Урала необходимо опережающее формирование транспортной и энергетической инфраструктуры, упрощение процедуры согласования выставления на аукцион участков недр для геологического изучения или разведочных (добычных) работ.
Вместе с тем есть ряд вопросов, которые служат препятствием и требуют пристального внимания. Среди них – несовершенство механизмов лицензирования в плане передачи объектов геологоразведочных работ, финансируемых за счет госсредств частному инвестору до полного окончания работ по объектам, отсутствие механизмов лицензирования объектов геологического изучения недр за счет региона, возврата бюджетных средств при передаче объектов частным инвесторам и другие.