На первой неделе августа 2005 г. ОАО "Газпром", подконтрольные ему ОАО "Запсибгазпром" и "Севернефтегазпром", а также немецкий концерн E.ON Ruhrgaz направили в суд Северного округа штата Техас (США) требование отклонить иск американской нефтегазовой компании Moncrief Oil International, добивающейся восстановления ее прав на 40% в проекте разработки Южно-Русского месторождения газа либо компенсации "в несколько миллиардов долларов".
Как уже сообщалось Moncrief Oil 7 июня 2005 г. подала в суд Северного округа штата Техас иск с требованием "восстановить ее права на разработку Южно-Русского месторождения или предоставить денежную компенсацию в размере нескольких миллиардов долларов для покрытия прошлых и будущих убытков". Ответчиками по иску были названы ОАО "Газпром", ранее контролировавшее месторождение дочернее предприятие ОАО "Запсибгазпром", а также принадлежащий ОАО "Газпром" непосредственный владелец лицензии на месторождение ОАО "Севернефтегазпром". Кроме этих компаний, также были названы компания E.ON Ruhrgaz, с которой ОАО "Газпром" вел переговоры об участии в проекте, и Wintershall, дочерняя компания BASF AG, которая по соглашению ОАО "Газпром" и BASF AG должна стать почти 50% владельцем.
Свои права на 40% в проекте разработки Южно-Русского месторождения Moncrief Oil основывает на инвестиционном соглашении от 17 сентября 1997 г., соглашении о сотрудничестве от 23 ноября 1998 года (их подписали Ричард Монкриф и гендиректор "Запсибгазпрома" Владимир Никифоров) и устных договоренностях, заключенных в феврале 1999 г.
ОАО "Газпром" просит суд отклонить иск Moncrief Oil по трем причинам. Во-первых, российский газовый концерн указывает, что он и аффилированные с ним компании не ведут бизнеса в Техасе и потому юрисдикция суда этого штата на них не распространяется. Во-вторых, юристы ОАО "Газпром" отмечают, что этот спор вообще не может рассматриваться в обычных судах, так как соглашение от 23 ноября 1998 г. предусматривало разрешение всех споров только в коммерческом арбитраже, а именно в Международном коммерческом арбитражном суде (МКАС) при Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации. В-третьих, как утверждается в требовании ОАО "Газпром", даже если бы соглашения не предусматривали обязательного арбитража, этот спор все равно следовало бы рассматривать только в российских судах.
Компания E.ON Ruhrgaz обосновывает свое требование об отклонении иска Moncrief Oil двумя причинами. Немецкая компания также указывает, что не подпадает под юрисдикцию суда в Техасе. Во-вторых, E.ON Ruhrgaz отмечает, что Moncrief Oil допустила ряд процедурных нарушений, а именно не выполнила два требования гаагской Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. E.ON Ruhrgaz отмечает, что была уведомлена об иске к ней не через соответствующий центральный орган в Германии (обычно это министерство юстиции), а через госсекретаря штата Техас. Кроме того, E.ON Ruhrgaz заявила, что Moncrief Oil не перевела свой иск на немецкий язык, как то предписывает конвенция.
Справка: Moncrief Oil International основана как частная компания семьи Монкриф в 1935 г., сейчас ее контролирует президент компании Ричард Монкриф. Компания проводила геологоразведку месторождений Техаса, Луизианы, Аляски, Оклахомы, а также отдельных площадей в Африке и на Ближнем Востоке. Moncrief Oil также работает на месторождениях в Азербайджане.
Южно-Русское месторождение (Ямало-Ненецкий АО) является основной сырьевой базой для будущих поставок по Северо-Европейскому газопроводу. Извлекаемые запасы оцениваются в 700 млрд.кубометров. Лицензия на разработку принадлежит "Севернефтегазпрому".