Около 505 млн тонн нефти должен составить годовой объем добытой нефти в 2020 году. Об этом, выступая на пленарном заседании международного нефтяного форума «НефтьГазТЭК» заявил генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института Алексей Варламов. По его словам, 505 млн тонн нефти — показатель, отраженный в генеральной схеме, которая разрабатывалась в ЗАО «СибНАЦ». В энергетической стратегии России до 2030 года задана еще более высокая планка. Объемы добычи газа, согласно стратегическим документам, должны быть увеличены до 800 млрд куб. м в год.
«Прогноз сделан на основе пакетов проектных документов с учетом запасов категории АВС1. Возможность добывать заданные объемы газа к 2020 году не вызывает сомнений. Учитывая, что сейчас множество нефтяных месторождений вообще не введено в разработку, то достижение целей, касающихся нефти, становится весьма проблематичным, – отметил Алексей Варламов. – Обеспеченность ведущих нефтяных компаний запасами довольно высокая. ЛУКОЙЛ обеспечен на 40 лет, Сургутнефтегаз — на 24 года, Газпромнефть — на 37 лет, ТНК-ВР — на 53 года. Это обстоятельство не стимулирует компании вкладывать в геологоразведку в силу надежности собственного фонда».
По его словам, нет других путей наращивания сырьевой базы и перевода ресурсов категории С3 и Д в реальные запасы, кроме как увеличение физических объемов геологических работ. Пока можно рассчитывать на воспроизводство сырьевой базы только в тех объемах, которые сложились на современном уровне, а они, уверен ученый, явно недостаточны для решения стратегических задач. Доля геологоразведки в стоимости нефти — ничтожна. Алексей Варламов убежден в необходимости разработки и реализации специальных поисковых программ, так как пока разрыв между региональными работами и разведочными работами недропользователей огромен.
Успех преодоления тенденции к падению добычи нефти в Западной Сибири заключается в объединении усилий федеральных структур, региональных властей и компаний, в использованиии новейших методов увеличения нефтеотдачи, расширения НИОКРа. «Надо стимулировать геологоразведку, особенно на нераспределенном фонде. Можно разрабатывать совместные программы по геологоразведке государством и компаниями. Надо стимулировать ввод запасов, которые «лежат на полочке» с неясными перспективами ввода. Есть механизмы государственного воздействие. Существует даже предложение о том, что компании должны платить за неиспользованный фонд», – подчеркнул Алексей Варламов.