«Газпром» рассчитывает договориться с оператором проекта «Сахалин-1» компанией Exxon о покупке газа с месторождения Чайво для действующего завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в поселке Пригородное. Об этом «Известиям» рассказал высокопоставленный источник в газовой монополии. Однако есть виды на этот газ и у «Роснефти». Компания лоббирует строительство на Сахалине совместно с Exxon завода по производству СПГ мощностью от 5 млн т в год. И в перспективе намерена самостоятельно экспортировать производимую на нем продукцию.
В настоящее время Россия занимает лишь 4,5% мирового рынка СПГ. Пока он производится на единственном в стране заводе в поселке Пригородное, две очереди которого общей мощностью свыше 10 млн т в год действуют в рамках соглашения о разделе продукции «Сахалин-2» (совместный проект «Газпрома», Shell, а также японских Mitsubishi и Mitsui).
Сейчас по инициативе «Сахалин Энерджи», оператора проекта «Сахалин-2», обсуждается перспектива расширения существующего завода СПГ за счет строительства третьей очереди мощностью 5 млн т в год. Затраты и сроки расширения мощностей предприятия официально не озвучиваются, но, по словам источника, близкого к акционерам «Сахалина-2», из предынвестиционных проработок «Сахалин Энерджи» следует, что целевой срок ввода третьей линии завода на Сахалине — середина 2019 года, а стоимость — не менее $8 млрд.
Отвечая на вопрос «Известий», глава концерна Shell в России (один из акционеров проекта «Сахалин-2») Оливер Лазар подчеркнул, что компания заинтересована в третьей нитке завода СПГ, но у Shell мало ресурсов для загрузки этого предприятия, поэтому она рассчитывает на сотрудничество с «Газпромом» в сфере обеспечения проекта газом.
«Газпром» прогнозирует после 2025–2030 годов нехватку газа для действующих очередей завода по производству СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» в размере около 115 млрд куб. м из-за сокращения объемов добычи газа на завершающей стадии реализации проекта. Об этом сообщил «Известиям» начальник управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов, особо подчеркнув, что действующие контракты завода полностью обеспечены газом. С учетом третьей очереди завода дефицит может возрасти до 230 млрд куб м. Восполнить дефицит голубого топлива в этом проекте и продлить срок службы уже оплаченной за счет российского бюджета инфраструктуры завода, по его мнению, возможно за счет поставки для сжижения на заводе в поселке Пригородное газа второй фазы проекта «Сахалин-1» в объеме 8–10 млрд куб. м в год.
Реализации планов «Газпрома» мешает желание «Роснефти» и Exxon построить собственный завод по производству СПГ в поселке Ильинское на острове Сахалин мощностью 5–10 млн т в год. Как отметила в своем докладе на конференции «Нефть и газ Сахалина-2013» вице-президент по газовым проектам «Роснефти» Влада Русакова, первую очередь завода мощностью 5 млн т в год планируется ввести в строй уже в 2018 году, в перспективе мощность завода может быть увеличена до 10 млн т в год. Она добавила также, что производство СПГ будет обеспечено ресурсной базой с шельфовых месторождений «Роснефти» в Охотском море и на острове Сахалин объемом 170 млрд куб. м газа, и прежде всего газом второй фазы проекта «Сахалин-1» с месторождения Чайво.
Высокопоставленный источник в газовой монополии рассказал «Известиям», что весной этого года компания вела переговоры с оператором проекта «Сахалин-1» компанией Exxon о покупке газа месторождения Чайво по экспортной цене поставки в страны АТР за минусом транспортных расходов. Это могло бы увеличить прибыль СРП-проекта, в том числе и для российского бюджета. Однако переговоры были заморожены после того, как «Роснефть» объявила о планах строительства своего завода. Источник в компании Exxon Mobil сообщил, что стороны не сошлись в цене.
Председатель совета директоров, вице-президент Exxon Mobil Development Company Джим Флад подтвердил «Известиям» факт этих переговоров и добавил, что они не прекращены полностью, а приостановлены на неопределенный срок. По словам топ-менеджера, компания рассматривает все экономически выгодные варианты реализации газовой фазы «Сахалина-1» и будет выбирать между строительством завода СПГ совместно с «Роснефтью» и продажей газа второй фазы «Сахалина-1» «Газпрому», исходя из экономической составляющей обоих проектов. Он особо подчеркнул, что завод по сжижению газа планируется строить совместно с «Роснефтью» как отдельный проект, а не в рамках СРП-проекта «Сахалин-1», инвестзатраты по которому возмещаются из российского госбюджета.
Влада Русакова в курсе желания «Газпрома» перерабатывать газ «Сахалина-1», но уверена, что у газовой монополии есть достаточная ресурсная база для собственных СПГ-проектов как во Владивостоке, так и на Сахалине.
Появление завода «Роснефти» поддерживается властями Сахалинской области. Однако «Газпром» против его строительства, мотивируя это высокой стоимостью проекта и необходимостью с нуля строить всю его инфраструктуру. В апреле текущего года президент Exxon Mobil Нил Даффсин оценивал стоимость строительства завода в $15 млрд. Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов сообщил, что стоимость расширения завода СПГ в рамках «Сахалина-2» может оказаться на 20% дешевле строительства первой очереди завода «Роснефти» в Ильинском.
Советник по вопросам нефти и газа компании Instok Владимир Ряшин полагает, что «Роснефть» борется за то, чтобы потеснить монополию «Газпрома» на рынке экспорта газа, пусть хотя бы сжиженного, и одобрение этого проекта на уровне правительства будет означать политическую победу главы госкомпании Игоря Сечина. Он считает, что конкуренция российских производителей газа может повлиять на его цену на рынке стран АТР в сторону ее снижения. По его мнению, дефицит сырья для расширения завода на «Сахалине-2» очевиден и переработка голубого топлива «Сахалина-1» в рамках этого проекта могла бы сэкономить средства, которые планируется вложить в строительство нового завода «Роснефти». Однако суть в том, что «Роснефть» хотела бы самостоятельно выйти на премиальные рынки стран АТР.