Рекомендации VII Всероссийского совещания руководителей оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов «ВПК-ТЭК-2005»

 Москва, ТПП РФ                24 мая 2005 г.
 
Обсудив доклады Торгово-промышленной  палаты Российской Федерации, Федерального агентства по энергетики, Федерального агентства по промышленности, Союза нефтегазопромышленников России и Союза производителей нефтегазового оборудования, участники совещания отмечают.
В 2004 году благоприятная конъюнктура мирового рынка привела к дальнейшему росту доходов российских нефтегазовых компаний, но, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, объемы производства ряда важнейших видов промышленной продукции продолжают снижаться. Падает производство геологоразведочного оборудования, которое во многом определяет развитие нефтегазового комплекса. Если 2002 году было произведено 202 установки для геофизического и поискового бурения, то в  2003 году –  151, а в 2004 году всего 124 установки. Почти вдвое (с 1004 до 518 штук) снизилось за 2004 год производство станков-качалок. Созданные в процессе конверсии мощности по производству оборудования для топливно-энергетического комплекса используются менее чем наполовину. Ожидания, что возрастающие потребности сырьевых отраслей в реконструкции и модернизации станут локомотивом ускоренного роста обрабатывающих отраслей и экономики России в целом, оказываются несостоятельными.

Примеры успешного развития национального машиностроения за счет технического перевооружения сырьевых отраслей имеются не только в Китае и Норвегии, но и в странах СНГ. В частности, рост объема продукции казахстанского машиностроения в 2004 году в 3,5 раза превысил рост ВВП страны. По данным Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан объем производства в машиностроении за 2004 год увеличился на 69,2%. С чем это связано?

В 1997 году национальная компания "КазМунайГаз" разработала и утвердила “Программу по освоению выпуска новых видов нефтегазового оборудования на заводах Республики Казахстан и созданию собственного машиностроительного потенциала”,  в которой тогда участвовали лишь три завода. В 2000-2002 годах в программу было вовлечено десять предприятий, а сегодня в рамках программы работают 24 предприятия. Если в 2003 году объем закупок национальной компанией “КазМунайГаз” оборудования и материалов для нефтедобычи на казахстанских предприятиях составлял 7,5 млрд. тенге, то в 2004 году – уже 9,1 млрд. тенге, а в 2005 году закупки превысят в 10 млрд. тенге.
Руководство Республики Казахстан прилагает большие усилия, чтобы обеспечить заказами собственных машиностроителей не только от национальной нефтяной компании, но и иностранных компаний, разрабатывающих казахстанские месторождения.  Расширение инвестиций в национальное машиностроение становится условием работы на нефтегазовом рынке Казахстана. В конце февраля 2005 года в Алматы состоялся масштабный форум, организованный крупнейшими иностранными нефтяными компаниями для казахстанских производителей нефтегазового оборудования. Главная цель встречи – поиск путей и возможности сотрудничества с машиностроителями Казахстана.

В российском нефтегазовом комплексе ситуация развивается иначе. Разрушение геологоразведки и спад объемов разведочного бурения сопровождается тем, что крупные подряды на проведение геологоразведочных, буровых и иных работ получают инофирмы. Нефтегазовые компании выводят из своей структуры сервисные подразделения, считая их «непрофильными активами». Квалифицированные российские кадры теряют работу, распускаются управления буровых работ, распродается и разворовывается техника. Их место занимают иностранные сервисные компании, которые планомерно вытесняют российских конкурентов из собственной страны. В нефтегазовом комплексе неуклонно увеличивается доля работ, выполняемых иностранными сервисными компаниями, в частности, объем услуг и чистая прибыль компании Schlumberger от операционной деятельности в России за последние три года увеличились вдвое. Schlumberger уже занимает более 10% российского рынка сервисных услуг в нефтегазовом комплексе и эта доля неуклонно возрастает.

Засилье иностранных сервисных компаний негативно отражается на российском машиностроении и других отраслях промышленности – обычно они работают на импортном оборудовании. Например, ОАО «Специальное машиностроение и металлургия» в еще в 90-х годах разработало и изготовило на предприятиях оборонного комплекса два  уникальных комплекса гидравлического разрыва пласта. Однако из-за того, что нефтяные компании предпочитали заказывать эти услуги иностранцам, уникальное оборудование вывезено из России и помогает добывать нефть в Казахстане. Российский нефтегазовый комплекс садится на «иглу» технологической зависимости от иностранного оборудования, запчастей, ремонтной базы, кадров, стандартов, программного обеспечения и т.д. Приобретение дорогого импортного оборудования и услуг создает предпосылки для перекачки нефтедолларов за границу.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) не стимулирует сырьевой комплекс к вложению средств в свое техническое перевооружение и обновление основных фондов, износ которых в ТЭК уже преодолел 50% рубеж. МПР России, пересматривая лицензионные соглашения, не использует уникальную возможность внести вклад в ускорение экономического роста экономики и  поддержать отечественную промышленность. В проект Федерального закона  "О недрах" предлагалось внести ограничения на использование импортного оборудования, как это сделано в законе «О соглашениях о разделе продукции». По мнению машиностроителей, критика инофирм за игнорирование интересов российской промышленности в рамках СРП, выглядит странно, при отсутствии каких-либо законодательных ограничений для российских нефтяных компаний. Предложение машиностроителей было отклонено в МПР России, руководство которого считает, что "решение вопросов о техническом перевооружении нефтегазового комплекса, а также установление обязательства для недропользователей по использованию отечественной промышленной продукции не является предметом этого законодательства". Было проигнорировано также предложение о том, чтобы получение и продление лицензий на недропользование увязать с приоритетным использованием оборудования и услуг отечественных компаний. 

Рассмотрев предложения производителей оборудования, руководство МПР России заявило, что "в данном случае можно говорить о необоснованном вмешательстве государства в предпринимательскую деятельность, осуществляемую пользователем недр, что не соответствует провозглашенным целям избавления экономики от излишнего государственного администрирования".

Руководство МПР России забывает о том, что эффективность недропользования определяется не столько распределением выручки от продажи сырьевых ресурсов, сколько максимальным использованием потенциала национальной промышленности при разработке сырьевых месторождений. Добыча невозобновляемых запасов углеводородного сырья должна давать инвестиционный импульс развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. МПР России обязано создавать условия для приоритетного участия российских сервисных и промышленных компаний в разработке национальных богатств.

Для обеспечения нефтегазовых компаний современной продукцией и услугами, отечественные НИИ, КБ, заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать и выпускать импортозамещающую продукцию. Успешное решение этой задачи невозможно без прогнозирования потребностей нефтегазового комплекса в материально-технических ресурсах. В таких прогнозах особенно  нуждаются оборонные предприятия, чтобы переориентировать производственные мощности на выпуск востребованной гражданской продукции. Нефтегазовые компании под предлогом коммерческой тайны не раскрывают информацию о потребностях в материально-технических ресурсах и закупках по импорту. В последний год, благодаря усилиям производителей нефтегазового оборудования, некоторые компании начали раскрывать структуру своих импортных закупок.  Регулярное обнародование структуры импортных закупок и технических требований к оборудованию должно превратиться в обычную практику работы российских нефтегазовых компаний.

При приобретении материально-технических ресурсов компании нефтегазового комплекса практически не проводят открытые конкурсы с предварительным оповещением потенциальных участников. Союз производителей нефтегазового оборудования и Союз сервисных компаний нефтегазового комплекса неоднократно предлагали публиковать такую информацию. Однако большая часть заказов на оборудование и сервисные работы продолжает размещаться российскими нефтяными компаниями в закрытом режиме.

В качестве положительного примера можно привести иностранную нефтяную компанию ТНК-BP, которая первой начала размещать в открытом доступе информацию о предстоящих закупках оборудования и тендерах на сервисные работы. Компания ТНК-BP не считает публичные извещения о закупках «коммерческой тайной». По аналогичной схеме начинает работать ОАО «Татнефть», которое публикует перечень своих поставщиков. Прозрачность и открытость при проведении закупок позволяет компаниям выбрать оптимального поставщика и заметно снизить уровень коррупции.

Больше всего вопросов вызывает система материально-технического обеспечения естественных монополий, которые управляются государством. Постоянный рост тарифов они обосновывают необходимостью обновления основных фондов, а открытые конкурсные процедуры используют очень редко и, как правило, лишь для видимости. Закупая по высоким ценам оборудование, программное обеспечение и иные ресурсы, естественные монополии затем требуют повышения тарифов. Подобный затратный принцип сильно напоминает ситуацию с подрядными работами при реализации  СРП, когда все затраты иностранного оператора проекта, Российская Федерация вынуждена покрывать своими запасами нефти и газа.

Закрытость материально-технического обеспечения естественных монополий создает предпосылки для завышения контрактных цен с «дружественными» структурами и развитию иных негативных явлений. Поэтому фирмы материально-технического обеспечения естественных монополий (ООО «Газкомплектимпэкс», торговые дома «Транснефть» и «Транснефтепродукт»), должны быть под пристальным государственным и общественным контролем. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.99 №1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», им рекомендовано осуществлять закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для государственных закупок. К сожалению, открытые тендеры на многие важные виды материально-технических ресурсов, по настоящее время не объявляются. Союз производителей нефтегазового оборудования и Союз сервисных компаний нефтегазового комплекса неоднократно обращали внимание членов совета директоров естественных монополий и органов государственной власти на недопустимость подобной ситуации. Кое-что союзам удалось сделать. Так, в прошлом году на сайте ОАО «Газпром» появился раздел, посвященный материально-техническому обеспечению. Однако содержание этого раздела не соответствует реальным объемам закупок естественной монополии. Так, на сайте ОАО «Газпром» отсутствуют объявления о тендерах на закупку буровых установок, трубной продукции, автоспецтехники и многих других важных видов промышленной продукции.  В АК «Транснефтепродукт»  и АК «Транснефть» ситуация еще хуже – на сайтах этих государственных компаний нет информации по объявляемым тендерам.  Кроме того, естественные монополии относят к категории «коммерческой тайны» положение о тендерном комитете, его персональный состав, порядок проведения тендеров и другую необходимую информацию.

Инвестиционные программы естественных монополий должны рассматриваться и утверждаться  правительством. Однако в процессе рассмотрения инвестиционных программ ОАО «Газпром», АК «Транснефть» и АК «Транснефтепродукт» не анализируются даже предполагаемые закупки оборудования и услуг по импорту. Инвестиционная программа только одного «Газпрома» на 2005 год приближается к 10 млрд. долларов, поэтому  государство обязано сделать все, чтобы эти средства тратились рационально и способствовали созданию рабочих мест в России, а не за рубежом.

Серьезные проблемы имеются в сфере подрядных работ в рамках соглашений о разделе продукции. Операторы проектов не только не заинтересованы в увеличении доли российских предприятий в подрядных работах, но и не стремятся вообще снижать издержки, которые возмещаются российским сырьем. Потенциальные российские участники тендеров получают информацию о сроках их проведения в последний момент, а техническая документация присылается на иностранном языке и требует применения зарубежной системы стандартов. При изготовлении оборудования для работы в России, заводы заставляют ориентироваться на зарубежную (в первую очередь, американскую) нормативную документацию. Несмотря на то, что промыслы находятся на Сахалине, а не в Техасе и Аляске, машиностроителей и металлургов заставляют работать по стандартам Американского нефтяного института. Предприятия заставляют использовать дюймовую резьбу, а не метрическую, которая принята в России согласно Международной системе единиц физических величин. Существует много других изощренных способов уклониться от закупки продукции и услуг российских компаний.

Нередко российские компании, которые получают от иностранцев контракт на подрядные работы, вынуждены значительные суммы переводить за рубеж в качестве оплаты различных субподрядов. Не закрыты лазейки и для совместных предприятий, созданных для поставки иностранного оборудования и услуг. Контракты с такими структурами иностранные операторы проектов относят к «российскому участию в подрядных работах».

Нельзя не отметить озабоченность нефтегазовых и сервисных компаний качеством отечественного оборудования, которое сегодня предлагается на рынке. Десятки фирм с похожими названиями предлагают нефтегазовому комплексу одноименную продукцию, но качество этой внешне одинаковой продукции существенно отличается.  В результате, низкое качество продукции, изготовленной «в ближайшей подворотне»,    бросает тень на репутацию солидного производителя оборудования, который вкладывает средства в развитие производства и внедрение систем качества. Требуется ускорить создание и внедрение добровольной системы сертификации изготовителей нефтегазового оборудования.

Вызывает много вопросов практика реализации Федерального закона «О техническом регулировании». В частности, при Экспертном управлении Президента Российской  Федерации создан Координационный совет по техническому регулированию в сфере нефтегазового комплекса. Несмотря на то, что сфера деятельности указанного Совета непосредственно затрагивает интересы членов Союза производителей нефтегазового оборудования,  создание Совета провели кулуарно, без оповещения заинтересованных организаций.  При формировании Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России также были проигнорированы производители оборудования для нефтегазового комплекса.

Серьезной проблемой является отсутствие на территории Российской Федерации мощных холдинговых компаний в сфере разработки и производства нефтегазового оборудования. Пример успешной работы ОАО «Силовые машины» на внутреннем и внешнем рынках, доказывает, что конкурировать с иностранными фирмами могут крупные компании, способные консолидировать усилия различных предприятий и привлекать финансовые ресурсы. Сегодня в Российской Федерации жизненно необходимо формирование мощных национальных сервисных компаний, действующих в сырьевом комплексе, а также крупных холдинговых структур в сфере производства нефтегазового оборудования. 

 Участники совещания считают необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации:

-при проведении переговоров о вступлении Российской Федерации в ВТО, обеспечить сохранение существующих (5 – 15 процентов) ввозных таможенных пошлин на импортное нефтегазовое оборудование;

-получение и продление лицензий на разработку месторождений углеводородного сырья обусловить приоритетным использованием оборудования и услуг отечественных компаний;

-включить в новую редакцию Федерального закона «О недрах» нормы, обеспечивающие приоритет использования национальной промышленной продукции и услуг;

-восстановить ранее содержавшееся в Федеральном законе «О недрах» положение о целевых отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

-при доработке Федерального закона «О недрах» создать стимулы для разработки низкодебитных месторождений;

-принять порядок начисления амортизации, предусматривающий возможность ускоренной амортизации оборудования. Установить сроки полезного использования оборудования в зависимости от морального износа;

-для организации эффективной работы по импортозамещению ввести  в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте промышленной продукции;

-при подготовке соглашений о разделе продукции на разработку шельфовых нефтегазовых месторождений (Штокмановское, Приразломное и др.) проводить разработку программ  производства на территории Российской Федерации  соответствующего оборудования;

 – при согласовании инвестиционных программ естественных монополий  и нефтегазовых компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, проводить экспертный анализ предстоящих закупок по импорту;
-поручить Советам директоров ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт» ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы тендерных комитетов по закупкам оборудования и услуг;

-поручить Минпромэнерго России обеспечить гласность при реализации Федерального закона «О техническом регулировании».

Участники совещания считают необходимым  рекомендовать компаниям нефтегазового и оборонно-промышленного комплекса:

-оказать содействие профильным комитетам ТПП РФ и Союзу производителей нефтегазового оборудования в создании системы добровольной сертификации поставщиков промышленной продукции для нефтегазового комплекса;

-обеспечить передачу Союзу производителей нефтегазового оборудования информации о проводимых тендерах на приобретение промышленной продукции и технических требованиях к закупаемому оборудованию;

-обеспечить передачу Союзу поддержки и развития cервисных компаний нефтегазового комплекса информации о проводимых тендерах на проведение геофизических, геологических, буровых и иных сервисных работ в нефтегазовом комплексе;

-ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы тендерных комитетов по закупкам оборудования и услуг;
-активизировать процесс создания на территории Российской Федерации холдинговых компаний в сфере разработки и производства нефтегазового оборудования.

Участники совещания считают необходимым просить руководство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:

-направить рекомендации Всероссийского совещания «ВПК-ТЭК-2005» в Правительство Российской Федерации и обеспечить контроль над их рассмотрением;

-проинформировать о рекомендациях Всероссийского совещания «ВПК-ТЭК-2005» профильные комитеты и региональные отделения ТПП РФ;

-содействовать подготовке VIII Всероссийского совещания руководителей оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов (ВПК-ТЭК-2006)