Реки уходят под землю. И возвращаются вновь

В один, разумеется, далеко не прекрасный день Кальмиус может изменить свое русло, а точнее – просто уйти под землю. Утверждаю это не из чужих слов: несколько лет тому мне пришлось быть свидетелем, как горняки Комсомольского рудоуправления обуздывали взбунтовавшуюся речку.

Вначале тогдашний начальник рудоуправления Александр Мартюк получил сообщение о том, что насосы ближайшего карьера не успевают справляться с откачкой воды, затем в контору позвонил рыболов. По его словам, у правого берега образовалась огромная воронка.

Первые монолиты, сваленные в воду с карьерных самосвалов, засосало с такой стремительностью, словно они совсем не имели веса. (Не приведи Господи оказаться здесь в тот момент байдарочникам, которые шныряют по Кальмиусу с ранней весны до глубокой осени). Принимается решение подключить к операции стотонный "БелАЗ". Одна ходка, вторая, третья. Не простаивают и другие самосвалы. И только через несколько часов воронку удалось затампонировать. Еще сутки пришлось потратить на откачку воды из карьера.

Сухая Волноваха – не Кальмиус, куда она, соединившись с Мокрой, впадает. Однако причиняет хлопот горнякам, на этот раз докучаевским, не меньше. Мощнейшие насосы работают практически без выходных, но сбрасываемая в речку вода через подземные пустоты вновь возвращается на круги своя.

– По сути дела, – рассказывает заместитель начальника техотдела Докучаевского флюсо-доломитного комбината Григорий Слюсарев, – у нас было два решения проблемы. Работать в прежнем режиме или искать выход из сложившейся ситуации. Не сомневаюсь, что в прежние времена предпочли бы первый. Да так, собственно, оно и было. Но здесь есть одна существенная деталь. Дело в том, что более половины потребляемой карьерами электроэнергии приходится на долю насосов. Поэтому первый вариант, особенно если учитывать реалии сегодняшнего дня, больше никого не устраивал.

Что же представляет собой вариант N2, который разрабатывался, кстати, без привлечения ученых мужей из НИИ. Он прост и в то же время эффективен. Обследовав пятнадцатикилометровый участок Сухой Волновахи, горняки обнаружили, что русло очень заилено, местами встречаются заторы как естественного, так и искусственного происхождения.

Результатом обследования было решение приступить к очистке русла реки в срочном порядке. Купили бывший в употреблении и капитально отремонтировали драглайн, управлять которым поручили экскаваторщику Петру Ильчуку, имевшему большой опыт в деле расчистки малых рек, выделили бульдозер для планировки берегов.

– Мы подсчитали, – продолжает Григорий Слюсарев, – все затраты окупятся в ближайшее время, а поступление воды из Сухой Волновахи в карьеры сократится в два-три раза. А если еще и водоканальцы наведут порядок в своем хозяйстве, то нагрузка на насосы снизится до оптимального уровня, что позволит сократить расходы, связанные с потреблением электроэнергии.

Григорий Петрович прав. Несколько лет докучаевские горняки бьют тревогу по поводу подтопления одного из карьеров. В письмах, адресованных руководству области, они предупреждают, что если не будут полностью заменены трубы на Шевченковском водоводе, работу на заливаемых горизонтах придется прекратить.

А теперь я хочу сказать вот о чем. Председатель правления ОАО "Докучаевский флюсо-доломитный комбинат" Андрей Пономарев со своими ближайшими помощниками при расчистке Сухой Волновахи не ограничились сугубо ведомственным интересом. В первую очередь, конечно, преследовалась цель предотвратить подтопление карьеров и тем самым снизить энергозатраты. Но не менее важная роль отводится и окружающей среде.

Бульдозер работает в одной связке с драглайном не только для того, чтобы убрать подальше от воды вынутый ил. Его задание более сложное. А именно – планировка берегов с таким расчетом, чтобы уже нынешней осенью можно было высадить саженцы быстрорастущих деревьев. Более того, предусмотрено устройство пляжей, создание искусственных плесов, где могут отдохнуть как местные, так и приезжие.

То, что руководство комбината заботится о земляках не на словах, а на деле, не ставят под сомнение даже закоренелые скептики. Ну, скажите на милость, есть ли в Донецкой области какой другой город, который бы имел собственный зоопарк? А в Докучаевске есть. Пусть небольшой, но построенный с таким вкусом и выдумкой, что в иные дни здесь бывает до тысячи посетителей, как правило, ребят из Донецка, Макеевки, которых привозят сюда автобусами.

А детская железная дорога, тоже построенная комбинатовскими умельцами! Здесь не только бесплатно покатают, но и покажут выполненные в уменьшенном размере копии семи чудес света. А заодно прочтут лекцию об этих чудесах.

То есть этим самым я еще раз хочу подчеркнуть, что благие намерения докучаевских горняков найдут реальное воплощение в жизнь. Но дело не только в Сухой Волновахе, вернее, пятнадцатикилометровом отрезке ее русла. Ведь проблема выходит далеко за пределы даже нескольких, вместе взятых карьеров. Подтопленными оказались тысячи гектаров плодородных земель и даже целые села, к числу которых безо всякой натяжки можно отнести Ивановку Волновахского района.

И виной всему – деятельность человека, которую едва ли можно назвать рациональной. Распаханные склоны, похороненные родники – все это уже в обозримом будущем грозит серьезнейшими последствиями. Впрочем, сегодня еще не поздно последовать примеру докучаевских горняков. Тем более, что они не прочь поделиться не только опытом, но и готовы (разумеется, после окончания работ) предоставить в аренду драглайн вместе с экскаваторщиком.