На прошлой неделе румынские сейсмологи обнародовали информацию о том, что в ближайшие несколько дней в районе массива Восточных Карпат — Вранча, возможно, произойдет землетрясение. Его сила по шкале Рихтера может составить около семи баллов, а «отголоски» подземных толчков, вероятно, долетят и до украинской столицы, считают ученые. Уже сейчас сила толчков в румынских Карпатах доходит порою до 4,5 балла.
По мнению заместителя директора Института геофизики НАН Украины Александра Кендзеры, к прогнозам румынских специалистов имеет смысл прислушаться, однако впадать в панику не стоит. Во-первых, цикл землетрясений в районе Вранча составляет от 11 до 28 лет, последнее из них было двенадцать лет назад, что и дает ученым повод чаще делать прогнозы. А стопроцентно же обоснованной методики прогнозов времени возникновения землетрясений не существует, причем не только у нас, но и в более развитых странах, говорит специалист. Это связано с тем, что для точных прогнозов исследования пришлось бы проводить на глубине до 180 километров, что на данный момент невозможно. Выводы ученые могут делать лишь по предвестникам землетрясений: изменениям напряженного состояния среды. Однако приведут ли такие изменения к разрушению, зависит от строения коры — энергетическая волна в ней может как реализоваться, так и «перекочевать» из нее в массив по соседству. Также А. Кендзера обратил внимание на то, что последняя карта «общесейсмического реагирования» территории Украины составлена еще в 1978 году и, кстати, не была подписана украинскими сейсмологами, сообщает ForUm. «С тех пор только закарпатские и крымские сейсмологи занимались ее уточнением, однако их данные не являются официальными, поскольку для придания им такого статуса необходимы соответствующие исследования , на которые нет денег», — сказал замдиректора. В районах с повышенной сейсмичностью все работы по возведению новых строений должны проходить с учетом вышеуказанных особенностей территории — в противном случае строительство запрещено. Противосейсмические мероприятия обязательны для проведения, например, атомными и гидростанциями — вплоть до того, что они обязаны знать, как будет колебаться грунт при различной «балльности» встрясок. Как отмечает А. Кендзера, руководство этих предприятий обращаются к сейсмологам за информацией и консультациями.
«Украина расположена в таком месте, что землетрясение рано или поздно все равно случится», — говорит А. Кендзера. Однако вероятность возникновения такого землетрясения, которое могло бы максимально реализоваться в зоне Вранча, — одно на тысячу лет. Если оно и произойдет, то максимум, который будет наблюдаться, например, в столице, — это 6 баллов по 12-балльной шкале. От подобной «встряски» ничего серьезного не последует, однако быть готовым к нему все равно имеет смысл. В качестве примера ученый привел одинаковые по силе землетрясения в армянском Спитаке и Сан-Франциско. Если в первом случае игнорирование сейсмических особенностей района привело к трагедии с большим количеством человеческих жертв, то во втором — даже здания пострадали минимально.
Есть ли угроза Киеву? А. Кендзера отметил, что не может «с уверенностью дать ответ, потому что сейсмические исследования в районе столицы начали проводиться всего два года назад». Начальник департамента гражданской защиты МинЧС Сергей Зозуля сказал, что в случае разрушительного землетрясения на территории Украины МинЧС будет готово оказать необходимую помощь. «У нас есть план на такой случай, в котором предусмотрено все, начиная от эвакуации жителей и заканчивая питанием. Кроме того, как вам известно, спасатели МинЧс имеют опыт работы в подобных условиях», — отметил он.