В период смены власти частным нефтекомпаниям удалось протолкнуть в президентский указ свой интерес
12 апреля Президент утвердил решение СНБО «О ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов Украины» от 7 марта 2006 г., тем самым зафиксировав приоритеты энергетической политики власти на текущий год. В ближайшее время правительству предстоит рассмотреть вопросы о повышении ренты на добычу и переработку нефти, определить налоговые льготы для импорта нефтеперерабатывающего оборудования, понизить сборы за геологоразведку для государственных организаций и восстановить схему вексельной оплаты НДС импортерами моторных топлив. Помимо этого, глава государства поручил ФГИУ и Кабинету Министров провести ревизию выполнения договоров купли-продажи государственных пакетов акций НПЗ, а также повысить ответственность за торговлю некачественными нефтепродуктами.
Из запланированных мероприятий наиболее важным в финансовом отношении выглядит решение о повышении нефтяной ренты — от выбора механизма ее начисления во многом зависит выполнение бюджета текущего года. «С начала года объемы поступлений от ренты сократились на треть. Это происходит из-за того, что, вопреки мировым тенденциям устойчивого роста цен на нефть, стоимость украинской нефти на наших аукционах постоянно снижается», — заявил министр финансов Виктор Пинзеник. «Мы не добираем около 300 млн грн. из-за применения корректирующего коэффициента начисления ренты», — уточнил заместитель министра экономики Василий Кальник.
По действующим ныне правилам этот коэффициент исчисляется путем деления средневзвешенной цены тонны нефти на последнем по времени аукционе Украинской межбанковской биржи и октябрьском аукционе 2005 г. На этот коэффициент умножается базовая ставка ренты. Снижение аукционной цены нефти автоматически уменьшает и «рентный» коэффициент, а соответственно, и рентную плату в целом, хотя парламент и правительство уже не первый год стараются добиться обратного результата. В соответствии с изменениями к бюджету-2005, внесенными Верховной Радой в середине прошлого года, ставка ренты на добычу нефти была увеличена с 300 грн./т до 550 грн./т. Аналогичная ставка действует и в нынешнем году. Однако еще в конце 2005 г. Кабмин подготовил законопроект о внесении изменений в часть 2 статьи 3 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2006 год», которым предлагается поднять базовую ставку ренты до 876 грн./т. Как указывалось в пояснительной записке к документу, это должно принести казне $512 млн — от добычи нефти и еще $190,2 млн — от добычи конденсата.
В своем нынешнем «нефтяном» указе Президент поручил правительству в течение месяца вынести на рассмотрение нового парламента это почти 23%-ное повышение ренты. Правда, глава государства почему-то забыл о вредном коэффициенте, который может съесть изрядную долю предполагаемых доходов бюджета. На отечественных аукционах уже давно всем заправляет днепропетровская группа «Приват», которая фактически выставляет на продажу нефть (основной ресурс формирует «Укрнафта», контролируемая группой «Приват»), а затем ее же и скупает, поскольку в сфере влияния этой финансовой группы находятся все украинские НПЗ, специализирующиеся на переработке отечественной нефти. А дабы не допустить к участию в этой прибыльной схеме сторонних покупателей, не входящих в группу, в контракты купли-продажи продавец закладывает заведомо невыполнимые условия. Результатом такого «нависания» над украинским рынком нефти учредителей «Привата» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова является не поддающаяся логике ценовая тенденция, когда наша нефть дешевеет на фоне мирового роста: за последние полгода стоимость российской нефти для нас выросла на 16–18%, в то время как украинская подешевела на 18–19%. Такие парадоксы отечественной нефтеторговли приводят к тому, что привязанный к цене аукционов «плавающий» коэффициент ренты фактически сокращает доходы государственной казны. И судя по положениям президентского указа, такая ситуация будет сохраняться и дальше, поскольку документ не предусматривает никаких шагов по изменению механизма ренты, к примеру, привязки коэффициента к ценам других торговых площадок. Большинство экспертов сходятся во мнении, что часть указа, оговаривающая развитие отечественной системы биржевой торговли нефтью, вообще похожа на отписку. Виктор Ющенко лишь напомнил профильным ведомствам о необходимости ускорить создание государственной базы данных «Нефть и нефтепродукты». Ведь еще с 2004 г. правительство безуспешно пытается развернуть «украинский аналог Platts» (систему ценовых котировок нефти различных сортов). Для реализации этой задачи даже была создана специальная рабочая группа правительства, которая с ней явно не справилась. Все это свидетельствует о том, что группа «Приват» в очередной раз виртуозно пролоббировала свои интересы, увернувшись от дамоклова меча рентной реформы. Еще одно косвенное тому подтверждение — сама дата появления президентского указа. Виктор Ющенко решил не дожидаться формирования нового правительства, которое, вероятно, смогло бы настоять на проведении указанной реформы до того, как начнется бюджетная кампания-2007.
В документе присутствуют и другие положения, очевидно лоббирующие интересы частных нефтекомпаний. Речь идет о заложенном в указ требовании подготовить законопроект, в соответствии с которым часть прибыли нефтеперерабатывающих предприятий, направляемая на реконструкцию и модернизацию, будет освобождаться от налогообложения, а с операций по ввозу оборудования, используемого для этих целей, не будет уплачиваться таможенная пошлина. Такой щедрости остается только диву даваться — ведь вместо того чтобы проводить глубокую реконструкцию беспробудно устаревших украинских НПЗ, их владельцы из года в год закачивали прибыль в оффшорные компании. Более того, указ поручает Кабинету Министров внести на рассмотрение парламента еще один интересный законопроект, который предусматривает налоговые преференции в целях стимулирования производства и продажи нефтепродуктов, которые отвечают европейским стандартам. Получается, что частных собственников украинских НПЗ, чтобы они начали продавать потребителю бензин нормального европейского качества, надо еще и стимулировать за счет казны.
Большинство пунктов нефтяного указа содержит требование выполнить их в месячный срок. И если нынешнее правительство будет расторопным, то это означает лишь одно — новому Кабмину придется играть на «нефтяном поле» по чужим правилам и на чужих спонсоров либо же начинать все сначала.