Существует любопытное явление, трактуемое экономистами как проклятие ресурсов. Оно названо так потому, что обычно экономические показатели стран с большим запасом природных ресурсов хуже, чем стран с меньшим запасом. И все же некоторые страны с обширными природными ресурсами развиваются лучше других, а некоторые даже очень преуспели в развитии. Почему влияние проклятия ресурсов так неодинаково?
Тридцать лет назад Индонезия и Нигерия, обе зависящие от нефти, имели сопоставимые доходы на душу населения. Сегодня доход на душу населения в Индонезии в четыре раза больше чем в Нигерии.
Подобное сравнение применимо для Сьерра-Леоне и Ботсваны. Обе страны богаты алмазами. Тем не менее, в течение последних тридцати лет ежегодный экономический рост Ботсваны составлял в среднем 8,7%, тогда как Сьерра-Леоне погрузилось в гражданскую войну. В то же время случаи провалов в развитии на богатом нефтью Ближнем Востоке неисчислимы. Экономисты выдвигают три причины удручающих показателей некоторых богатых ресурсами стран.
Во-первых, перспектива богатства ориентирует усилия должностных лиц на захват «большей доли» пирога вместо создания «большого пирога». Результатом такого захвата часто является гражданская война. В других случаях из-за пособничества и подстрекательства посторонними лицами результат — «всего лишь» погоня чиновников за рентой. Дешевле подкупить правительство, чтобы обеспечить себе ресурсы по ценам ниже рыночных, чем инвестировать и развивать промышленность. Так что нет ничего удивительного в том, что некоторые фирмы поддаются этому искушению.
Во-вторых, цены на природные ресурсы изменчивы, и управлять этой изменчивостью довольно трудно. Кредиторы предоставляют деньги в хорошие времена, но они хотят вернуть свои деньги назад, когда, скажем, резко падают цены на энергию. (Как говорится в одной старой пословице: банки любят предоставлять кредиты только тем, кто не нуждается в деньгах). Таким образом, экономическая деятельность еще более изменчива, чем товарные цены, и большая часть прибыли, полученная в период расцвета сырьевых ресурсов, исчезает в следующим за ним периоде кризиса.
В-третьих, в то время как нефть и другие природные ресурсы остаются источниками дохода, сами по себе они не создают рабочие места и, к сожалению, часто подавляют другие секторы экономики. Например, приток нефтяных денег часто приводит к удорожанию валюты — явлению, известному как «голландская болезнь». Нидерланды после нахождения запасов нефти и газа в Северном море оказались в ситуации растущей безработицы и недееспособной рабочей силы (многие из тех, кто не смог найти работу, обнаружили, что пособия по трудовой недееспособности больше, чем пособия по безработице). В результате ресурсного бума подскакивает обменный курс, страны не могут экспортировать товары народного потребления или сельского хозяйства и отечественные производители не могут конкурировать с нашествием импорта.
Так что богатые природные ресурсы часто создают богатые страны с бедными людьми. Две трети населения Венесуэлы, обладающей наибольшими нефтяными месторождениями в Латинской Америке, живут в бедности. Неудивительно, что они требуют, чтобы малая группа тех, кто извлекает выгоду из богатства страны, начала делиться.
К счастью, мы уже знаем об этих проблемах, мы знаем достаточно о том, как с ними бороться. Демократические, согласованные и прозрачные процессы как, например, в Ботсване, наиболее вероятно будут гарантировать то, что плоды природного богатства страны справедливо и правильно потрачены.
Мы также знаем, что фонды стабилизации, которые откладывают часть заработанных денег, в период когда цены высоки, могут помочь уменьшить экономическую изменчивость, связанную с ценами на природные ресурсы. Кроме того, такие колебания усиливаются займами в хорошие годы, так что страны должны сопротивляться иностранным кредиторам, пытающимся убедить их в достоинствах таких движений капитала.
Голландская болезнь, однако, является одним из наиболее тяжелых последствий наличия нефти и ресурсов, по крайней мере, для бедных стран. В принципе избежать удорожания валюты легко: необходимо удерживать иностранную валюту, заработанную страной, скажем, от экспорта нефти. Инвестировать деньги в США или Европу, только делать это постепенно. Но в большинстве развивающихся стран, такая политика рассматривается как использование национального богатства для помощи чужой экономике.
Некоторые страны, в особенности Нигерия, пытаются усвоить эти уроки. Нигерия предложила создать фонды стабилизации, и в будущем она будет продавать свои природные ресурсы на прозрачных, конкурентоспособных условиях. Наиболее важным является то, что нигерийцы принимают меры, направленные на гарантию того, что, когда природные ресурсы страны истощаться, ее реальное богатство (установленный и человеческий капитал) увеличится.
Западные правительства могут оказать помощь с реформами здравого смысла. Тайные банковские счета не только поддерживают терроризм, но и содействуют коррупции, которая подрывает экономическое развитие стран третьего мира. Так же прозрачность могла бы поощряться, если бы только полностью зарегистрированные платежи не облагались налогом. Жестокие конфликты продолжают подпитываться, и их результаты ухудшены массовыми продажами западными правительствами оружия развивающимся странам. Это должно быть остановлено.
Огромные природные ресурсы могут и должны быть благом, а не проклятием. Мы знаем, что должно быть сделано. Что отсутствует? Политическая воля сделать это.
Джозеф Э. СТИГЛИТЦ — профессор экономики Колумбийского университета и член Комиссии по социальным аспектам глобализации. В 2001 году он стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики.