Каждое первое воскресенье апреля неутомимые исследователи недр отмечают свой профессиональный праздник – День геолога. Накануне этого праздника мы решили поговорить о достижениях геологов и перспективах развития отрасли с Председателем Государственной геологической службы Украины Дмитрием Гурским.
Дмитрий Сергеевич, какие важнейшие достижения геологов накануне их профессионального дня вы могли бы отметить?
В прошлом году мы сработали очень неплохо: за 2003 год мы выполнили годовой госзаказ по 21 позиции. Такого еще не было за всю историю независимой Украины. Это, в первую очередь, приросты запасов стратегически важных для экономики государства полезных ископаемых – нефти и газа, титана, пьезооптического сырья, самоцветных камней, янтаря, урана. Это открытие 7 месторождений углеводородов и пополнение резервного фонда десятками перспективных на углеводородное сырье площадей. Это успехи в прогнозировании и выявлении месторождений благородных металлов и алмазов. Пресса уже достаточно шумела по этому поводу.
И важнейшие успехи геологической отрасли в том, что она выстояла, несмотря на финансово-экономические проблемы, сопровождавшие нас в 2003 году.
Известно, что вышло два Указа Президента Украины – № 485 о решении Совета национальной безопасности и обороны от 6 июня "О неотложных мероприятиях по повышению эффективности недропользования в Украине" и № 1039 от 15 сентября "О мероприятиях по повышению эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов". В связи с ними произошли коренные изменения в отрасли. Но несмотря на все это, геологическая отрасль не только выстояла, но и сделала значительный шаг вперед. Это, еще раз повторяю, значительные успехи наших геологов.
Действительно, в целом год был нелегким для отрасли. Какие проблемы мешали геологам добиться еще лучших результатов?
Легко никогда не бывает. Тем более геологу. Я всегда говорю, что геологи оптимисты, и мы не хотели бы останавливаться на сложных моментах. Но основные проблемы я все-таки очерчу. Это, во-первых, финансово-экономические трудности. Действительно, когда у вас в разгаре года, в разгаре полевого сезона забирают решением Верховной Рады 50 миллионов гривен, из которых каждая копейка должна была направляться на развитие минерально-сырьевой базы Украины и, что главное, на более узкие направления развития экономики страны, то есть на стратегически важные полезные ископаемые, это тяжело. Приходится в разгар полевого сезона "перелопачивать" все 1264 геологические задачи, так как "обрезали" средства.
Второе: в общем фонде госбюджета был специальный фонд, из которого финансировались геологоразведочные работы. Теперь его нет.
И, конечно, частая реструктуризация. За последние 4 года это уже 5-я реструктуризация отрасли. Понимаете, за предыдущие 82 года существования отечественной геологической службы (если считать с даты официального образования Украинского Геологического комитета в 1918 году) таких реорганизаций было 20, а только за 4 последние года – уже 5. Вот эти частые изменения руководства очень мешают работать и добиваться больших успехов.
Кстати, какое официальное название будет иметь геологическая служба после последней реорганизации – образования Государственного комитета природных ресурсов?
После введения в действие штатного расписания и подписания соответствующего Распоряжения Кабинета Министров, а это будет на протяжении 1-1,5 месяцев, мы получим Департамент геологической службы Государственного комитета природных ресурсов. Изменится, естественно, как количественный, так и качественный состав работников.
Название, как видим, изменится, а изменится ли стратегия функционирования и развития геологической отрасли?
Я бы не сказал, что изменится стратегия развития геологической отрасли. Вы знаете, со времен большого реформатора Петра Первого прошло более 300 лет – 303 с половиной года назад он издал "Указ рудокопных дел", чем положил начало горной и геологической отрасли. С того времени стратегия развития отрасли мало чем изменилась. Впрочем, действительно, наша сегодняшняя задача – приведение отрасли и развития минерально-сырьевой базы к рыночным условиям хозяйствования, к интеграции, к Европейскому выбору, не забывая при этом тех наработок, с которыми мы вышли из государства с мощным минерально-сырьевым комплексом – СССР.
То есть, насколько я понимаю, приоритеты остаются. Какими именно они будут на протяжении 2004 года, и над решением каких актуальных задач будут работать в ближайшее время геологи?
Эти приоритеты закреплены в Общегосударственной программе развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2010 года. В ней сформированы надежные основы развития и отрасли, и минерально-сырьевой базы, и минерально-сырьевого комплекса в целом.
На приросты запасов каких стратегически важных полезных ископаемых геологи будут обращать свое внимание в первую очередь? Это нефть и газ, золото, алмазы?..
Это, в первую очередь, те полезные ископаемые, которых у нас мало, и которых не хватает для развития экономики страны, которые мы импортируем. По тем запасам, которые мы экспортируем – а экспортируем мы на сумму более 8 миллиардов долларов в год – по ним уже подготовлен резервный фонд месторождений, мы можем их вводить в эксплуатацию по мере необходимости. То есть, по таким полезным ископаемым наши работы не будут активными. А будем обращать внимание в первую очередь, как вы уже сказали, действительно на углеводороды. Их маловато в Украине. Хотя начальные подготовленные ресурсы составляют около 8,5 миллиардов тонн условных единиц топлива. Якобы и много, но у нас не достаточно инвестиций для работ на месторождениях, для введения их в эксплуатацию. Здесь как раз стратегия Госкомитета будет изменяться, и именно это не раз подчеркивал Председатель Госкомитета природных ресурсов Николай Злочевский.
Кроме того, приоритетными являются поиски месторождений, на которых можно получить легирующие, цветные металлы, редкие, редкоземельные металлы. Мы их импортируем из стран СНГ, Европы, США, Канады – по этим видам полезных ископаемых отечественные геологи уже обнаружили много месторождений, рудопроявлений, и наша страна богата этими полезными ископаемыми. То есть мы можем уменьшить их импорт. Но у нас недостаточно инвестиций, чтобы подготовить ряд месторождений к эксплуатации. Сюда наши взгляды будут обращены также.
Ну, и мечта каждого геолога, это то, что вы сказали – алмазы, благородные металлы. Здесь у нас значительный ресурсный потенциал. Мы работаем не только по алмазам, но и по золоту, серебру, платиноидам, но нужны, снова-таки, значительные инвестиции, чтобы подготовить месторождения к эксплуатации.
То есть, насколько я поняла, современная позиция руководства геологической отрасли – это изменение ориентиров. Внимание надо обращать не на поиск новых месторождений, а на детальную разведку и подготовку к эксплуатации имеющихся?
Да.
Вопрос относительно алмазов. Не кажется ли вам несколько преувеличенным внимание прессы к этой тематике, и не является ли это "алмазной лихорадкой"? Действительно ли у нас такие значительные перспективы по выявлению месторождений алмазов?
Я немного хотел бы оглянуться в историю. Первый алмаз на территории Украины был выявлен 55 лет тому назад на речке Базавлук. И с тех пор – со времен СССР – были созданы прогнозные геологические карты, из которых видно, что мы имеем высокие перспективы выявления коренных и рассыпных месторождений алмазов в Украине. Потом работы относительно алмазов несколько приостановились. Только в последние годы деятельность относительно поисков алмазов сдвинулась с мертвой точки – выявлено около 10 кимберлитовых тел. Они разведаны, но серьезные наработки отсутствуют за неимением средств. Я всегда опираюсь на статистику. «Де Бирс» или «АЛРОСА» – мировые гиганты и монополисты в области поисков и добычи алмазов – чтобы спрогнозировать, открыть, подготовить и ввести в эксплуатацию одну кимберлитовую трубку (промышленного значения), одно коренное месторождение алмазов, вкладывают 300 миллионов долларов. А мы вкладываем около 1 миллиона (это если они еще будут, эти средства).
Что же о перспективах в целом, то они очень высокие – на территории Украины есть 4 классических (таких, как южно-африканские или якутские) перспективных района для открытия промышленных месторождений алмазов. Я уже не говорю о россыпях. Уже в первом квартале мы получили значительные результаты и на Бердичевском поднятии, так мы его называем, и на Волыно-Подолье, и в Приазовье. Значительные успехи есть. Однако средств, к сожалению, практически нет.
Надеюсь, усилиями нового руководства отрасли эта проблема будет решена. Благодарю Вас, Дмитрий Сергеевич, за интервью и искренне поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем геолога.
Я тоже, пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех своих коллег с праздником.
Дорогие друзья, ветераны! Уже практически 40 лет мы официально празднуем День геолога. Мы с вами и наши предшественники самоотверженно трудились и трудимся на ниве укрепления минерально-сырьевой базы государства. И наша страна является индустриально развитой благодаря именно нашим и вашим усилиям.
Хотелось бы пожелать вам прежде всего здоровья, а также успехов, семейного благополучия, геологического фарта, ну, и выше нос – оптимизма, дорогие мои коллеги!
Яна МАГДА, Служба геологических новостей
30.03.2004