В бюджете на будущий год правительство заложило интереснейший способ пополнения казны: продажу лицензий на право пользования недрами исключительно на аукционах. Хорошая идея, особенно учитывая, что "разрешительный" бизнес на полезных ископаемых давно и стабильно наносит вред не только бюджету, но и природным запасам родины. Впрочем, надеяться, что новая система уменьшит количество злоупотреблений, не стоит. Просто теперь уговаривать придется значительно большее число кабминовских чиновников, влияющих на решение тендерной комиссии, и это, возможно, положительно отразится на бюджетных показателях.
Вместо предисловия
Одним из самых доходных видов деятельности во всем мире является разработка полезных ископаемых. Но, как известно, изначально вся земля и ее недра находятся в государственной собственности, и поэтому на разработку тех или иных ископаемых нужно получить лицензию. Естественно, государство хочет за выдачу лицензий иметь "выручку", сопоставимую с доходами компании, которая эти недра разрабатывает. Более того, поскольку проконтролировать полностью себестоимость разработки того или иного месторождения, а также доходы, которые получил разработчик, невозможно, за лицензии нужно брать по максимуму. Возникает вопрос: как определить цену, которую должны заплатить те, кто собирается осваивать месторождения? Для этого существует простой и надежный способ — аукцион или тендер. Компании-претенденты подают свои предложения тендерной комиссии, а та оценивает, насколько выгодны предложенные условия.
В советские времена система разработки полезных ископаемых работала просто: все решалось государственными органами, разработку вели также государственные компании, и особой необходимости в том, чтобы государство лицензировало само себя, да еще и на конкурсной основе, просто не существовало. С началом рыночных преобразований ситуация изменилась. Фирмам, желающим разрабатывать полезные ископаемые, начали выдавать лицензии. Интересно, что специальная правительственная комиссия дает разрешения только на пользование нефтегазовыми месторождениями, все же остальные — Министерство экологии.
Лицензионные хитрости
Для того чтобы получить лицензию на разработку полезных ископаемых на определенной территории в Министерстве экологии и природных ресурсов, компания-претендент должна была иметь, во-первых, разрешение местных властей, а во-вторых, лицензию на вид деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых, обязательным требованием для обладания которой является доказательство эффективности работы на месторождениях (финансовые показатели, научные разработки, оборудование, специалисты и т. п.). Таким образом, "отсев желающих" всегда шел на уровне местных органов и на этапе получения лицензии на вид деятельности. При этом "местные" зачастую чинили произвол, и найти на них управу в Министерстве экологии было трудно.
В принципе, ведомственными инструкциями Минэкологии и природных ресурсов предполагалось, что лицензии на пользование недрами должны выдаваться в основном на конкурсах, но внеконкурсная выдача лицензий также не была запрещена и довольно часто практиковалась. "Прикормив" местных чиновников, а также договорившись с функционерами Минэкологии, можно было спокойно опустошать недра родины без особой заботы о состоянии ее бюджета.
Злоупотребления в сфере выдачи лицензий на разработку полезных ископаемых приобрели такие масштабы, что стали причиной увольнения в июне нынешнего года с должности министра экологии и природных ресурсов Сергея Шевчука. В Кабинете министров в открытую заговорили о том, что выдача лицензий на разработку полезных ископаемых была монополизирована одним ведомством и что с данной практикой пора кончать.
Поэтому в октябре нынешнего года из структуры Минэкологии и природных ресурсов был выведен специальный орган по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр — Комитет по природным ресурсам. Его подчинили непосредственно руководству Кабмина и снабдили функциями по лицензированию. Кроме того, в качестве обязательного дополнения к лицензии было введено одноименное соглашение: документ, в котором до мельчайших подробностей определяются все обязанности структуры, получившей в разработку то или иное месторождение.
Лекарство против коррупции
В отличие от внутрикомитетской деятельности по лицензированию проведение аукционов или тендеров позволяет учитывать интересы различных органов власти. В первую очередь тех, кого эта тема затрагивает "лично".
Известно, что добыча полезных ископаемых напрямую касается уже как минимум двух министерств: аграрной политики (поскольку земли, на которых добываются полезные ископаемые, выводятся из хозяйственного оборота) и транспорта, поскольку добываемые ископаемые как-то нужно транспортировать. А также Жилкоммунхоза, Госкомзема, Госкомводхоза и многих других ведомств. До последнего времени Государственный комитет по природным ресурсам при выдаче лицензий на разработку природных ресурсов интересы "коллег" практически не учитывал. Теперь же, если лицензии будут выдаваться на конкурсной основе, в тендерную комиссию можно включать представителей практически всех заинтересованных органов власти, вплоть до пожарной охраны и Министерства здравоохранения.
Таким образом, с одной стороны, создается хоть какая-то гарантия, что разработка полезных ископаемых не будет наносить ущерб другим отраслям хозяйства. А с другой — приходится с особым цинизмом констатировать, что суммы взяток, скорее всего, возрастут. Поскольку само проведение тендеров на добычу тех или иных полезных ископаемых нужно инициировать, придется согласовать вопросы со всеми ведомствами, и желающие будут нести "накладные расходы" еще на подготовительной стадии. И, конечно же, правильное решение тендерной комиссии обойдется дороже, чем просто получение лицензии без всякого конкурса и огласки.
Однако, несмотря на то, что новая разрешительная система не искоренит злоупотребления, проведение тендеров будет выгодной штукой для государственного бюджета. Хотя бы потому, что занижать стоимость лицензий уже не удастся. К тому же, как показывает практика, в тендерах всегда есть проигравшие, которые очень остро реагируют на любое проявление несправедливости со стороны комиссии. Поэтому с началом предоставления лицензий на тендерах украинские суды будут завалены исками со стороны претендентов, либо не допущенных к участию, либо проигравших, что позволит отслеживать случаи коррупции при выдаче лицензий.
Проблемы землекопания
Вообще, проблемы разработки недр довольно многогранны и не ограничиваются только взяточничеством чиновников. Эта сфера, как никакая другая, создает почву для самых разнообразных злоупотреблений, причиной которых является неграмотное составление лицензионных договоров. Например, до недавнего времени перечень обязанностей компаний-разработчиков ограничивался одним абзацем в лицензии. Известны случаи, когда лицензия выдавалась вообще не на те ископаемые, которые реально разрабатывают добывающие компании. Особенно это касается месторождений, в которых сосредоточен целый комплекс "полезностей". Так, например, месторождениям полиметаллических руд зачастую сопутствуют драгоценные металлы. Кроме того, в ходе вскрышных работ можно использовать добытые таким образом глину, песок, мел, щебень, известняк. Иногда для того, чтобы занизить цену на то или иное месторождение, лицензия выдается на какой-либо вид дешевого сырья. Не секрет, что щебень стоит дороже глины, однако они могут мирно соседствовать в одном карьере. Что позволяет фирмам, получив лицензию на разработку глины, заниматься щебнем и получать дополнительные доходы.
Кроме того, копание в земле — дело довольно затратное. Часто бывает, что добывающим компаниям не хватает средств на обогащение руд. В результате чего конечный продукт получается низкого качества. Не случайно строительство при месторождениях обогатительных производств является одним из непременных условий для роста рентабельности добывающей промышленности. Значительные расходы также необходимы на строительство шламохранилищ, обустройство отвалов пустой породы, утилизацию токсичных и радиоактивных веществ, которые добываются вместе с теми или иными полезными ископаемыми. Особое внимание в плане обеспечения необходимого уровня экологической безопасности должно уделяться месторождениям урановых руд, редкоземельных металлов, ртути, сурьмы и многого другого токсичного добра, представляющего большую угрозу для здоровья.
Нужно также учитывать, что добывающая промышленность является одной из травмоопасных, и в лицензиях должны быть четко оговорены обязательства фирмы-разработчика по соблюдению техники безопасности — фактор, который до последнего времени вообще не принимался во внимание. Поэтому несчастные случаи со смертельным исходом на украинских шахтах, рудниках и карьерах исчисляются тысячами. И если при новой системе этот показатель удастся снизить, можно считать, что власть постаралась не зря…