Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении новую редакцию закона «О недрах». Главному идеологу и разработчику законопроекта министру природных ресурсов Юрию Трутневу предстоит борьба с депутатами, большинство из которых не согласны с тем, что у региональных властей отбирают право распоряжаться находящимися на их территории недрами. По словам спикера Думы Бориса Грызлова, к законопроекту «несмотря на то, что он рассматривается в первом чтении, уже формируются поправки». Одним из критиков документа вчера выступил ректор Санкт-Петербургского государственного горного института профессор Владимир Литвиненко, которого связывают давние дружеские отношения с президентом Владимиром Путиным. По мнению г-н Литвиненко, принятие закона в существующей редакции приведет к монополизму на рынке и погубит мелкие компании.
Согласно проекту закона «О недрах», государство отказывается от применения действующего принципа «двух ключей», когда под разрешением на разработку недр должны стоять подписи представителей федеральных и региональных властей. Поэтому распределением ценных полезных ископаемых, таких, как нефть, газ, металлы и драгоценные камни, будет заниматься федеральный центр. На долю субъектов остаются песок, гравий и им подобные ресурсы. Кроме того, авторы законопроекта предлагают ввести категорию стратегических месторождений, доступ иностранцев к которым будет ограничен, заменить лицензии на гражданско-правовой договор с компаниями на разработку недр (если лицензию вправе отобрать госведомство, то договор расторгается только через суд). Также предлагается сформировать вторичный рынок месторождений, когда компании фактически смогут продавать находящиеся в их распоряжении участки друг другу. Сейчас, когда лицензия оформляется на конкретного недропользователя, холдингам для осуществления подобных сделок приходится продавать компанию-оператора месторождения, однако новый закон упрощает процедуру. Также документ предусматривает полный отказ от распределения недр при помощи конкурсов. Их заменят аукционы, на которых победитель будет определяться только по одному критерию — размеру платежа за месторождение.
Г-н Литвиненко вчера заявил Интерфаксу: «Принимая закон в той редакции, в которой он существует в настоящее время, мы фактически монополизируем рынок. Может возникнуть такая ситуация, когда добычей нефти будут заниматься 10-20 компаний вместо 200-300, и мы превратим добывающие компании в хороших спекулянтов, которые будут за деньги (на аукционах. – Ред.) покупать месторождения, год-два платить налоги и ничего не делать, а потом перепродавать эти месторождения, получая большие дивиденды, чем приносит добыча».
В Минприроды с такой точкой зрения категорически не согласны. Как заявил «Времени новостей» один из чиновников, «опыт проведения аукционов показал, что мелкие месторождения достаются мелким компаниям, средние – средним, крупные – крупным». Так что о монополизме, по его мнению, речи не идет.
Депутатов в законе также многое не устраивает, в том числе отмена принципа «двух ключей». Впрочем, несмотря на это, комитет по природным ресурсам и природопользованию Госдумы две недели назад рекомендовал принять законопроект в первом чтении. «Депутаты и представители регионов, поддерживая концепцию закона, считают, что его нужно существенно доработать ко второму чтению», – заявил вчера г-н Грызлов. В то же время, по мнению спикера, принятие документа – приоритетная задача осенней сессии 2005 года. Он выразил надежду, что все спорные вопросы будут сняты в ходе подготовки документа ко второму и третьему чтениям, и до конца года закон будет поддержан депутатами.
Власти торопят Думу, ведь принятие закона является для них стратегической задачей: продавать крупные месторождения государство хочет уже после вступления в силу нового документа.
(«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ», 02.11.2005, Денис РЕБРОВ)