РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ-ПОЛЯРНИКИ ПЕРВЫМИ ПОПРОБУЮТ ВОДУ ИЗ ОЗЕРА ВОСТОК В АНТАРКТИДЕ
“А” сказали российские ученые Игорь Зотиков и Андрей Капица. Зотиков предположил, что подо льдами Антарктики есть вода. Волны от эха произведенного потом взрыва подтвердили гипотезу. Тогда Капица сел на трактор “Харьковчанка”, снабженный сейсмоаппаратурой, и зафиксировал: на глубине 4 километров огромное (четвертое по величине на нашей планете) озеро. Название оно получило от советской станции, разместившейся над подледными водами, – Восток. Его длина 250 километров, ширина – 50, глубина – 750 метров. В озере пресная незамерзающая вода. И это при среднегодовой температуре на континенте минус 55 градусов. Открытие было сделано 50 лет назад…
Много воды утекло за это время на нашем земном шарике. Только из озера Восток – ни капли: до него так никто и не добрался. Хотя желающих было очень много, и каждый преследовал свою цель. Американцы из Антарктиды решили посмотреть на другие планеты. Поэтому к бурению скважины во льду приступили специалисты из НАСА. Они придумали специальный зонд-робот “Криобот”, который и испытывали на Южном полюсе. Долгосрочная программа заманчива. Создать на основе “Криобота” аппарат для исследований Европы – второй по величине луны Юпитера, полностью покрытой льдом. Другая перспективная задача – подготовиться к бурению полярных шапок на Марсе, чтобы открыть тайну климатических перемен на красной планете. Однако “Криобот” захлебнулся. При бурении в скважину в качестве смазки заливалась горячая вода. Она-то и подвела – стала замерзать, когда бур ушел на приличную глубину. В 2000 году работы пришлось свернуть.
Вот что рассказал профессор Миллер журналистам о последних находках: “Проходка одной скважины осуществляется в индийско-тихоокеанском секторе Антарктиды. Тут мы начали бурить в 1997 году и сегодня достигли уже глубины 3270 метров, что соответствует временному уровню в 740 тысяч лет. Это можно считать очень крупным успехом: впервые получены данные, отражающие изменения климата на протяжении столь значительного отрезка времени”. Говоря простым языком, ученые уже установили, когда на земле были ледниковые периоды, а когда земной шар “оттаивал”. Так, ученые сумели вычислить даже длительность каждого из шести ледниковых периодов, которые проходили на земле за последние 600-700 тысяч лет. Исследователи сделали и смелое предположение: ближайшее оледенение Северного полушария может состояться примерно через 15 тысяч лет.
А что же российские ученые? Они, к сожалению, не участвуют в проекте EPICA. За безумные годы перестройки и постоянных реформ, как известно, их участие в освоении и изучении Северного и Южного полюсов значительно сократилось. По Ледовитому океану, к примеру, российские льдины не дрейфовали целых 12 лет – не было денег. Слава Богу, там сейчас работы возобновились. Субсидирование исследований в Антарктиде тоже, скажем, основательно замерзло. И, тем не менее, как говорится, жив курилка! Речь – о знаменитом на весь мир Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте Арктики и Антарктики. Вот что сказал мне зам. начальника Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов:
– Не могу согласиться, что мы так уж сильно отстали от зарубежных исследователей Южного полюса. Сегодня у нас на белом континенте действует 5 полярных станций. Там постоянно находятся наши ученые и специалисты. Кое-где, мы идем на несколько шагов впереди иностранцев. Это, кстати, касается буровых работ на станции “Восток”. Несмотря на всяческие катаклизмы, мы сумели пробиться через лед до глубины 3623 метра. А после новогодних праздников бурение продолжено.
– И горячая вода не замерзнет в нашей скважине, как у американцев?
– А мы воду и не используем. Заливаем специальный состав, который по нашим рецептам изготовили французы. Мы же последние два месяца работали не покладая рук – готовились к новому сезону.
Действительно, ноябрь и декабрь прошли для сотрудников НИИ в напряжении. Надо было снарядить ледокол “Академик Федоров”, собрать технику, подготовить людей. “Федоров” сегодня уже подошел к берегам Антарктиды и доставил необходимое оборудование не только для бурения, но и для других работ на ледяном континенте. С кораблем “приехала” и смена полярников на наши станции. Где-то в середине декабря из Кейптауна на арендованном у Канады самолете БТ-67 на станцию “Восток” были перевезены инструменты для расконсервации скважины, которая молчала долгое время. Оживляли ее в декабре классные специалисты, мастера бурового дела – Олег Дмитриев, Александр Краселев и Анатолий Васильев. Руководит командой Владимир Зубков.
– Что их больше всего волнует сейчас? – спрашиваю Вячеслава Мартьянова.
– Любого полярника прежде всего беспокоит, чтобы дома все было в порядке. А за свою работу они не волнуются – знают, что нет таких трудностей, которые нельзя преодолеть.
На мой последний вопрос: “Зачем же мы рвемся под лед, к водам реликтового озера Восток?” – ответил начальник Российской антарктической экспедиции НИИ Арктики и Антарктики Валерий Лукин:
– В нынешнем году мы пройдем 50 метров льда. Мало? Но это же вам не лунку для подледного лова рыбы сверлить! После этого можно будет готовиться к забору воды из озера, которому много миллионов лет. Уже сейчас ясно, что там есть микроорганизмы, не встречающиеся на земле. Они – из древнейших, доисторических времен. Кто знает, может, под толщей антарктического льда и скрывается тайна зарождения жизни на нашей планете? И мы узнаем об этой тайне первые.