Вчера Госдума отказалась рассматривать новый Закон “О недрах”. Документ этот, по оценкам депутатов и специалистов, сырой, требует серьезной доработки. Во время проходившей в эти дни Всероссийской недели нефти и газа даже было заявлено: если в закон не будут внесены необходимые изменения, развитию сырьевых отраслей, составляющих основу российской экономики, может быть нанесен существенный урон.
Уже в конце 2006 года в стране может начаться обвальное падение нефтедобычи. Причина – непродуманная налоговая политика в сфере недропользования. Она не учитывает особенностей месторождений: у компаний, работающих на сложных участках, нет стимулов их осваивать.
Законодателям, по мнению независимых экспертов, надо было начинать с введения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Единый налог, пролоббированный четыре года назад ЮКОСом, привел к тому, что разрабатывать старые, но еще перспективные месторождения и вводить в эксплуатацию малые и средние (доля которых в общем объеме – около 80 процентов) стало экономически невыгодно. На Западе изумлены “русским парадоксом”: нефтяные цены на мировых рынках растут, а доходность наших компаний сокращается, добыча падает.
Так получается потому, что НДПИ привязан к мировым ценам, растет вместе с ними. Оттого компании и не хотят осваивать “трудные” месторождения, оттого и повышают стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке, ставя под удар отечественную экономику. Для кого создается закон, если он подстегивает рост цен на нефтепродукты? Предлагаемая в новом законопроекте система проведения аукционов и отмена лицензирования направлена на поддержку только крупного бизнеса. В результате неизбежна монополизация внутреннего нефтяного рынка и как следствие – новый скачок цен.
– По сути, добычей будут заниматься не 200 – 300, а 20 – 30 компаний, которые превратятся в хороших спекулянтов,- прокомментировал ситуацию ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко. – Они будут скупать месторождения на аукционах, а через два-три года, ничего не сделав для их освоения, станут перепродавать природные кладовые, зарабатывая на дивидендах больше, чем могла бы принести добыча.
– В течение трех-четырех месяцев мы постараемся максимально подкорректировать Закон, представленный Министерством природных ресурсов,- пообещал глава Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и недропользованию Виктор Орлов.- Конечно, он должен стимулировать воспроизводство минерально-сырьевой базы, которая в последнее время сокращается на 1,3 процента в год. Если эта тенденция сохранится, то скоро нечего будет добывать.
Резервы для этого, безусловно, есть. Советник президента Татарстана Ринат Муслимов рассказал о том, как здешние компании именно на старых месторождениях подняли добычу нефти с 24 до 30 миллионов тонн. Это стало возможным потому, что в регионе хорошо продумали механизм стимулирования нефтедобычи, дали возможность развивать малый и средний бизнес. В результате за три года в республике введены в эксплуатацию 36 месторождений, созданы новые рабочие места, повысились отчисления в бюджеты всех уровней.