Минприроды отнимает у губернаторов право выдавать лицензии на месторождения нефти и металла
Минприроды сдержало свое обещание попытаться лишить региональных чиновников права распоряжаться ценными недрами. Подготовленные ведомством поправки ограничивают их возможности выдавать лицензии на добычу углеводородов и металла. Зато в полное распоряжение местных властей попадет лицензирование месторождений песка, глины и гравия. Региональные чиновники не горят желанием терять полномочия.
По действующему закону о недрах лицензии на использование участков недр вступают в действие при наличии подписей двух чиновников — Минприроды и администрации региона, где расположено месторождение. “Правило двух ключей” вытекает из Конституции, согласно которой вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев еще весной пообещал скорректировать этот принцип в пользу федеральных чиновников. “Мы ни в коем случае не хотим нарушить конституционные права регионов, однако нынешняя система предоставляет им возможности для шантажа”, — объяснял Трутнев на прошлой неделе. Новый порядок управления недрами Минприроды хотело ввести новым законом о недрах, однако по графику работы правительства его проект может быть внесен в Думу только в конце года. А Минприроды хочет выдавать лицензии на недропользование без риска напороться на сопротивление регионов уже в 2004 г.
Чтобы ускорить процесс, ведомство включило поправки об отмене “двух ключей” в правительственный законопроект о реформе бюджетных отношений. Из поправок Минприроды, имеющихся в распоряжении “Ведомостей”, следует, что выдавать лицензии на геологоразведку и разработку недр должны специальные “комиссии при федеральном органе управления недрами”, куда войдут федеральные и региональные чиновники. Однако, как пояснил руководитель пресс-службы Минприроды Ринат Гизатуллин, возглавлять комиссии будут чиновники из Центра, а региональным оставят “право голоса”. Им также полностью отдадут право распоряжаться месторождениями “общераспространенных” полезных ископаемых (песок, щебень, глина). Порядок работы комиссий утвердит само министерство после принятия поправок.
На прошлой неделе комитет по природным ресурсам Госдумы в своем заключении утверждал, что предложения Минприроды “полностью исключают” регионы из системы управления недрами, противоречат Конституции и Гражданскому кодексу, а значит, “являются неправомерными и не могут быть поддержаны”. Но уже в минувший вторник депутаты передумали и в новой редакции заключения рекомендуют Думе принять поправки. “У нас преобладают унитарное мышление и попытка превратить Россию из федеративного государства в унитарное”, — разводит руками зампред комитета Александр Беляков. А зампред комитета по природным ресурсам Совета Федерации, сенатор от Приморского края Олег Кожемяко говорит, что предложенная Минприроды система разделения прав — самая разумная. “Давление [региональных чиновников] на инвесторов [в добычу ископаемых] зачастую приводит к тому, что они бегут с территории либо идут на решения, которые находятся за рамками законности, — поясняет Кожемяко. — А ситуация, когда дальневосточникам, чтобы решить вопрос разработки какого-нибудь карьера, приходится лететь в Москву, вообще абсурдна”. Но источник в красноярской краевой администрации сетует, что новая система управления недрами снизит влияние региональных властей на промышленную политику, а этот вопрос “чрезвычайно важен”.
Поправки Минприроды также сокращают срок приема заявок на участие в аукционе на право разработки месторождений с нынешних 3-6 месяцев до 45 дней. Месторождения на тендеры будут выставляться только на основе перечня объектов, утвержденных МПР, а не по просьбам компаний, как это было до сих пор.
Сам Трутнев уверен, что поправки ущемляют права не регионов, а лишь конкретных чиновников, у которых с принятием новой редакции закона о недрах не будет возможности саботировать решения МПР о выдаче лицензий. “Это позиция государства, а не Минприроды”, — заявил министр “Ведомостям”.
Представитель Shell, у которой дополнительное соглашение к лицензии на освоение Салымского месторождения было подписано администрацией ХМАО через несколько месяцев после решения Минприроды, отказался комментировать предложения министерства. А руководитель отдела по связям с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский заметил лишь, что порядок выдачи лицензий — вопрос к государству, а не к добывающим компаниям: “Нам важно только, чтобы все было прозрачно”.