Грядет глобальный дележ российской нефти. Больше делить нечего
Никто, кроме специалистов к разговорам о том, что мировые запасы нефти практически на исходе, не относится всерьез. Преобладает легковерное обывательское мнение, что, мол, на наш век хватит. Однако тот факт, конец нефти близок, и, соответственно, ожесточенная борьба за ее остатки может начаться со дня на день, похоже, уже можно заметить невооруженным взглядом.
Известный швейцарский энергетический эксперт, сенатор Рудольф Рекштайнер заявляет, что прогнозы относительно роста цен на нефть сильно занижены. На самом деле нефть в самом ближайшем будущем может стоить 60-70 долларов за баррель. Это заявление было сделано по горячим следам – перед праздниками цена нефти на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже достигла рекордного уровня – 39,97 доллара за баррель. Как отмечают эксперты, сразу после вторжения армий Хусейна в Кувейт нефть не стоила так дорого.
«Большинство аналитиков используют в оценке проблемы неверную методику, – заявил в интервью Tagblatt, переведенном «Инопресса.Ру», Рудольф Рекштайнер. – Они переоценивают мощности существующих нефтяных месторождений и очень удивляются, когда те иссякают». На самом деле, надо полагать, это тот самый случай, когда от страха глаза не велики, а закрылись совсем. Чтобы не видеть неприятную истину.
Швейцарский эксперт уверен, что росту цен на нефть неизбежен в первую очередь из-за того, что разведанные месторождения иссякают и, значит, неизбежно сокращение нефтедобычи. В то время как потребности в углеводородном топливе все больше. Причем к наиболее индустриально развитым странам мира – основным потребителям нефти – стремительно присоединились Китай и Индия, готовые покупать «черное золото» практически по любой цене.
Рудольф Рекштайнер приводит общеизвестные, но все время забываемые данные. К примеру, экспорт нефти из Северного моря сократится вдвое – месторождения там практически истощены. Стремительно сокращается экспорт мексиканской нефти. То, что остается, уходит в основном в соседние США.
При этом утверждает швейцарец, сокращается и число стран-экспортеров нефти. Так, Индонезия со следующего года прекращает экспорт нефти – вся добываемая нефть будет потребляться внутри страны. Великобритании, также числившейся до этого в экспортерах, в прошлом году впервые пришлось импортировать нефть и газ. Китай, который еще десять лет назад экспортировал нефть, стал вторым в мире ее импортером. Нет никаких причин, чтобы цены на нефть снижались. Таков вердикт видного эксперта.
По его словам, в мире остается всего несколько регионов, откуда экспорт нефти может расти – Западная Африка и Центральная Азия. При этом отмечает Рудольф Рекштайнер, Саудовская Аравия остается под вопросом.
Остается еще также и Россия, чьи разведанные месторождения сравнительно приближены к потребителям, как в Европе, так и странах Юго-Восточной Азии. Однако, как отмечает эксперт, Россия фактически достигла максимального уровня нефтедобычи. К этому стоит добавить, что основные фонды нефтяной отрасли изношены до критического состояния, советские нефтепроводы и нефтеналивные терминалы нуждаются в серьезной реконструкции, а денег на строительство новых нет. И, тем не менее, российская нефть – наиболее лакомый кусок из всех вышеперечисленных. Во-первых, потому что она уже разведана. Во-вторых, потому что ее можно заполучить сравнительно дешево. Ее добудут российские нефтяные компании и продадут в виде сырья мировым нефтяным гигантам, которые снимут с нее возможный максимум прибавленной стоимости.
На самом деле дележ российской нефти уже начался. Не зря же переговоры Михаила Ходорковского с американскими нефтяными гигантами и самодеятельное лоббирование на межгосударственном уровне проекта нефтепровода Ангарск-Дацин стоили ему и компании и свободы. На нефть, которую бывший глава «ЮКОСа» намеревался продавать в Китай, судя по всему, уже окончательно наложила руки Япония. Подкрепив свою заинтересованность обещанием щедрых кредитов на постройку нефтепровода.
Теперь вот выясняется, что, начиная с 1998 года (первая попытка объединения «ЮКОСа» и «Сибнефти») французский нефтяной гигант Total не прекращал консультаций с «Сибнефтью» насчет покупки пакета в 25% ее акций плюс одна акция. «Мы ведем постоянный обмен мнениями с «Сибнефтью» с 1998 года. Мы были бы заинтересованы в любых возможностях, которые возникнут в результате этих переговоров, но в данный момент говорить о каких-то сделках еще рано», – заявил главный финансовый директор Total Робер Костэн в интервью британской газете Financial Times. И это, не смотря на то, что за это время «ЮКОС» успел «Сибнефть» поглотить и запутался во время развода.
Г-н Костэн утверждает, что на практическую стадию эти переговоры могут выйти лишь после окончательного разделения с «ЮКОСом». Примечательно, что «ЮКОС» приобрел практически всю «Сибнефть» за три млрд. долларов. Total за четверть акций готова заплатить 4 млрд. Однако, та же Financial Times утверждает, что на акции «Сибнефти» претендуют и несостоявшиеся покупатели «ЮкосСибнефти» – Exxon Mobil, Chevron Texaco и англо-голландская Royal Dutch/Shell. Так что, чья возьмет – неизвестно. Хотя и появились слухи, что Total снискала благословение Кремля.
Примечателен в свете скорого и безжалостного передела российских нефтяных запасов и конфликт между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР. Как недавно вскрылось, российские акционеры – консорциум Альфа-групп, Access Industries и Renova – хотят получить вторую половину причитающихся им денег досрочно, что нарушает условия контракта, подписанного с британской стороной. Согласно договору о создании СП, оставшиеся деньги ТНК должна получить в течение трех лет в виде акций ВР. Однако руководство российской Альфа-групп, контролирующей ТНК, требует деньги сейчас и виде наличных.
Эксперты полагают, что эта группа собирается всерьез бороться за Талаканское нефтегазовое месторождение, утерянное «ЮКОСом» и временно (до аукциона) приобретенное близким к власти «Сургутнефтегазом». Зная стиль ведения бизнеса, проповедуемый Альфой, можно не сомневаться, что если Талаканы достанутся акционерам ТНК, то месторождение тут же окажется под контролем какой-нибудь иностранной нефтяной компании. И явно более могущественной и богатой, чем British Petroleum.