Ряд публикаций нашей газеты о проблемах геологоразведочной отрасли Удмуртской Республики вызвал заметный общественный резонанс – как в виде откликов в ижевской прессе, так и в виде заочной полемики со стороны министра природных ресурсов УР Кулагина на его пресс-конференции на прошлой неделе.
Учитывая такой интерес к теме, мы решили побеседовать со Станиславом Бухманом, генеральным директором НПП ‘Новик’ – пермского предприятия, успешное сотрудничество с которым в значительной степени позволяло Удмуртии в последние годы сохранять собственную геологоразведочную отрасль.
– Станислав, что представляет собой возглавляемое вами предприятие "Новик"?
– Научно-производственное предприятие "Новик" было основано еще в 1992 году, но в последующие годы была создана целая группа предприятий "Новик"’, которая сегодня выполняет законченный цикл работ в геологоразведке и нефтегазодобывающем сервисе. Сюда входит проектирование, поисковые и разведочные работы (включая бурение), сопровождение разработки месторождений, разработка комплексов автоматизированного управления производством, создание программ и программного обеспечения, а также внедрение новых инженерных решений и технологий. В числе наших партнеров целый ряд крупных российских и зарубежных организаций – таких как "Лукойл-Пермь", "Лукойл-Оверсис", "Севернефтегаздобыча", "Петроэквадор", Министерство природных ресурсов России.
– В истории "Новика" есть примеры сотрудничества с предприятиями Удмуртии?
– Конечно, и прежде всего – с геологоразведочными организациями республики. Так, в 90-х годах, когда мы по заказу "Лукойл-Пермь" разработали множество проектов разведки нефти и газа в Пермской области, для реализации этих проектов активно привлекали "Удмуртгеофизику". Именно для выполнения тех заказов, кстати, "Удмуртгеофизика" закупила тогда в лизинг передовое разведочное оборудование. На тот момент это было предприятие с серьезными перспективами роста, с хорошо спаянным коллективом, который с безупречной точностью исполнял весь технологический процесс геофизической разведки. К сожалению, в дальнейшем из-за действий некоторых высокопоставленных чиновников республики, организовавших вывод из "Удмуртгеофизики" ее активов, это уникальное предприятие было принесено в жертву призрачной сиюминутной выгоде и фактически развалено.
– Как это произошло?
– Государство не самый эффективный собственник, и это, конечно, все понимают. В отношении "Удмуртгеофизики" было несколько вариантов приватизации, способных обеспечить извлечение государством прибыли из налогов, ресурсов и запасов, которые ставятся на баланс государству для дальнейшей реализации. Однако в случае с "Удмуртгеофизикой" путь был выбран, по меньшей мере, весьма странный: имущество федерального предприятия "растащили" по нескольким новым предприятиям, каждое из которых оказалось не способным в полной мере самостоятельно работать. Созданное же республиканское предприятие "Удмуртская геофизическая экспедиция" (УГЭ) чиновники посчитали собственной "дойной коровой".
– Это как-то сказалось на состоянии геологоразведочной отрасли Удмуртии?
– На самом деле уже тогда складывалось ощущение, что в республике не заинтересованы в развитии геологоразведки на собственной территории. Если взять ту же "Удмуртгеофизику", то большую часть объема работ в 1999-2003 годах эта организация выполняла в Пермской области, а не в Удмуртии. Так, например, в сотрудничестве с нами "Удмуртгеофизика" провела в Пермской области разведку девятнадцати площадей общим объемом 3 076 км 2D-сейсморазведки и 115 км2 3D-сейсморазведки. Фактически геологоразведочная отрасль Удмуртии работает на объемах заказов, равных пределу выживания. Срочно требуется техническое перевооружение отрасли, так как в геофизике моральное старение техники наступает через 5 лет или даже раньше.
– Как можно спасти отрасль?
– Прежде всего, обеспечить ее заказами. Наше предприятие, НПП "Новик", может серьезно помочь в этом. В 2004 году "Лукойл" в очередной раз пригласил нас участвовать в 10 тендерах на разведку месторождений; кроме того, с рядом нефтедобывающих предприятий нами подписаны договоры на полное геологоразведочное обслуживание, что гарантирует выполнение как минимум пяти сейсморазведочных проектов. Уже сегодня можно приступать к выполнению работ по сейсморазведке объемом в несколько сотен квадратных километров.
– Насколько геофизическая разведка капиталоемкое производство?
– Сегодня на рынке геологоразведочных услуг могут успешно конкурировать только предприятия, способные осуществлять полный комплекс исследований. Среди западных компаний, которые активно осваивают российский рынок, следует выделить такие фирмы, как Haliburton и Schlumberger. Кстати, такое положение вещей сегодня весьма не устраивает федеральный центр, который прекрасно понимает, что доминирование на российском рынке геологоразведки западных компаний чревато к потере национального контроля в этой области. Западные компании получают достоверную информацию о запасах нефти в стране, и это позволяет им прогнозировать и регулировать рынок нефти, продвигая тем самым интересы стран, которые они представляют. Поэтому выход один – создание российских предприятий, которые бы могли конкурировать с западными компаниями. Именно к этому мы и стремились, создав в апреле совместно с республиканскими предприятиями "Удмуртская геофизическая экспедиция" и "Удмуртгеофизика" новое пермско-удмуртское предприятие "Уралнефтегазгеофизика". Это предприятие с центральной базой в Ижевске, на которой мы уже в ближайшее время планируем развернуть три геофизические партии, будет способно обеспечить выполнение работ не только в Пермской области, но и в Кировской, Республике Коми и конечно, в первую очередь, в Удмуртии. Причем не только на суше, но и на экваториях.
– А в Удмуртии есть что еще разведывать?
– Работы, которые НПО "Новик" и "Удмуртская геофизическая экспедиция" ведут в Пермской области, заставляют уверенно предполагать наличие значительных неразведанных запасов нефти и на территории Удмуртии. То, что сегодня объемы работ по разведке нефтяных запасов Удмуртии в 4 раза меньше, чем в Пермской области, хотя объемы нефтедобычи почти равны, приведет впоследствии к невозможности обеспечить восполнение в республике запасов и ресурсов.
– Кто виноват в этом?
– Отчасти несовершенное законодательство, но и, конечно, лица, которым здесь было поручено проводить политику в области природных ресурсов и геологоразведочной отрасли. Сначала такое мощное предприятие, как "Удмуртгеофизика", было растащено по углам, а сегодня, когда мы создаем еще более мощное и крупное предприятие – я имею в виду "Уралнефтегазгеофизику", которое даст Удмуртии новые рабочие места, новые налоговые поступления в бюджет (в Ижевске зарегистрирован филиал нового предприятия) и будет способно преумножить разведанные природные запасы в республике, – нам вставляют палки в колеса. И кто? Люди, которые по долгу службы, исходя из интересов собственного региона, должны помогать нам.
– Вы обсуждали проект создания "Уралнефтегазгеофизики" с республиканскими чиновниками?
– Неоднократно – в частности, с министром природных ресурсов Кулагиным, который сначала одобрял этот проект, но вдруг в начале августа резко поменял свою позицию.
– С чем это, по-вашему, связано?
– Вероятно, с интересами отдельных лиц. Вызывают недоумение действия чиновников, которые фактически парализовали работу активно работавшего предприятия. Отстранен от должности гендиректора "Удмуртской геофизической экспедиции" Владимир Лаврентьев – настоящий труженик, во многом усилиями которого в последние годы и возродилась удмуртская геофизическая разведка. Профессионал в области сейсморазведки, которому доверяет трудовой коллектив, уволен, а на его место поставлен человек, который ни дня в своей жизни ею не занимался, а специализировался совершенно в другой области. Не случайно специалисты уже сегодня начали увольняться с этого предприятия.
– Какие пути разрешения конфликта вокруг "Уралнефтегазгеофизики" вы видите?
– Должен возобладать разум, а не амбиции и частные интересы отдельных чиновников. Надеемся, что и первые лица Удмуртской Республики, ее руководители вникнут в ситуацию и примут меры, чтобы республиканская геофизика работала на увеличение ресурсной базы, а не была продана с молотка за ‘откаты’, как это, видимо, сегодня кем-то запланировано.
– А если разум не возобладает?
– Мы все равно будем работать. Новое предприятие – "Уралнефтегазгеофизика" – обречено на успех. Уверены, что и моральное и юридическое право в этой ситуации – за нами. Наша цель – оснастить предприятие самыми современными технологиями и посредством этого, а также за счет разработки серьезного геологического обоснования обеспечить его заказами в нужном объеме.
Из досье "Д"
Станислав Бухман
Генеральный директор НПП ООО "Новик".
Геолог-геофизик, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии имени Губкина.
В 1974 году закончил Пермский государственный университет по специальности "Поиск и разведка полезных ископаемых".
Более 20 лет проработал на предприятии "Пермнефтгеофизика".
В 1992 году создал и возглавил научно-производственное предприятие "Новик".