Отвести угрозу оползневых явлений можно и необходимо – Институт географии

Институт географии Министерства образования и науки РК в тесном сотрудничестве с главным управлением «Казселезащита» за летнее-осенний сезон нынешнего года обследовал более 200 оползней в предгорьях Заилийского Алатау. Многие из них находятся в процессе движения, особенно по руслам рек Алматинка, Чемолган, Кайназар, Каскеленка, Котыр-Булак. Насколько они опасны, когда и где можно ожидать схода оползней? С таким вопросом корреспондент Казинформа обратился к директору института Ахметкал Медеу.

– Насколько опасны такие природные явления, показал катастрофический оползень, произошедший 14 марта 2004 года. Он разрушил двухэтажный дом в санатории «Аккаин» и унес жизни 31 человека, девять из которых – дети, напомнил ученый. При обследовании последствий оползня в соседнем логу была обнаружена трещина в склоне, которая может послужить линией отрыва еще одного оползня. А на вопрос, когда это произойдет, можно ответить после дополнительных научных изысканий. Конечно, после 6-балльного и выше землетрясений вторичный оползень практически неизбежен в Котыр-Булаке, да и во многих других ущельях. Весной следующего года после проливных дождей тоже могут «поплыть» некоторые предгорья.

– Расскажите, что удалось выяснить за относительно небольшой срок обследования предгорий. Насколько серьезна и неотвратима надвигающаяся беда?

– Нашими исследованиями установлено, что в последние годы наблюдается активизация оползневых процессов. Они свойственны почти всем геоморфологическим зонам Заилийского Алатау. Чаще всего встречаются в долинах большинства рек северного склона хребта в пределах низкогорья и ступенчатого предгорья, где развиты рыхлые кайнозойские отложения, а также в альпийском поясе – в моренных и флювиогляциальных отложениях.

Факторами, способствующими формированию и развитию оползаний склонов, являются все аномальные природные и искусственные (преимущественно техногенные) процессы. В одних случаях развитие оползней связано непосредственно с моментом сейсмического воздействия, в других они прямым образом обусловлены геологическими, геоморфологическими (энергия рельефа, его возраст и генезис), гидрометеорологическими (атмосферные осадки, переувлажнённость грунтов, поверхностный сток) условиями. В третьих, образование оползней является результатом воздействия комплекса природных факторов.

– Как говорят, с природой трудно спорить. Однако экологи утверждают, что большое влияние на развитие оползней оказывают техногенные факторы, хозяйственная деятельность человека. Посоветуйте, как людям «жить в ладах с предгорьями».

– Человеческие факторы могут не только ускорить, но и замедлить развитие оползневого процесса, влияя, главным образом, на амплитуду циклов оползневой активности. Но таких защитных мер пока не проводится. А вот нарушений естественного состояния склонов в ходе интенсивного многоцелевого освоения горных районов достаточно много. Они связаны, прежде всего, с подрезкой основания склонов при строительстве дорог в горных долинах, каналов типа БольшогоАлматинского на нижних прилавках и других сооружений.

К нашему великому сожалению, все большие площади охватывает дачное строительство, ведущее при неразумном хозяйствовании к деградации почвенно-растительного покрова, переувлажнению склоновых грунтов поливными водами и увеличению их несущей нагрузки разного рода постройками. Приглядитесь, в предгорьях вместо плодоносящих садов появилось множество частных особняков, причем построенных с нарушением всех правил и норм. Как следствие, все эти «фазенды» снижают устойчивость большинства склонов и повышают вероятность их разрушения.

Характерным примером в этом отношении является гора Коктобе, где под воздействием выше отмеченных факторов идет оползание склона. Оползень расположен на западном склоне горы, на восточной и юго-восточной окраине Алматы в зоне верхних прилавков на абсолютных высотах 1000-1100м. На бровке склона Коктобе расположены станция канатной дороги и летнее кафе. Склон на участке вагоноприемника зацементирован, крутизна поверхности здесь составляет 7-100, ширина около 15 м при длине 10-15 м. Таким образом, созданы условия для стока талых вод и дождевых осадков, которые за цементным покрытием интенсивно подмачивают лессовидные суглинки, что приводит к нарушению их устойчивости. Такая же ситуация складывается в районе летнего кафе, ресторана и других построек, где напрочь отсутствуют водосборные и водоотводящие сооружения.

– Жителям предгорий важно знать, каких участков опасаться, где нельзя заниматься строительством и другой деятельностью или даже покинуть их. Можете пока в устной форме дать такую карту?

– На основании проведенных исследований было выполнено районирование территории северного склона Заилийского Алатау по степени оползневой опасности. При этом использованы материалы аэровизуальных и наземных обследований, дешифрирования аэрофотоснимков, литературные и архивные данные об оползнях в Заилийском Алатау. Карта районирования составлена в масштабе 1:200 000 на территорию северного склона от бассейна реки Узын-Каргалы на западе до бассейна реки Турген на востоке. В настоящее время такая карта находится на рассмотрении в правительственных учреждениях с целью подготовки государственной программы защиты от оползней.

В качестве основных показателей для определения степени опасности участков использовались данные о пространственном распространении оползней (коэффициент поражения территории), их объемах и повторяемости. На карте показаны места образования крупных сейсмогенных оползней прошлых лет, границы распространения еловых лесов, травянистых поверхностей и распространения ледников.

Большая часть зоны «прилавков» северного склона Заилийского Алатау характеризуется сильной степенью оползневой опасности. Территория сложена лессовидными суглинками. На них отмечается густая сеть очагов образования крупных оползней. Коэффициент поражения составляет 0,25-0,5. Глубина расчленения рельефа 100–300 м. К этой категории опасных территорий отнесены участки на дне долин и водоразделах, которые имеют значительную (более 100 м) ширину, что не дает оснований для отнесения этих территорий к территориям с максимальной степенью оползневой опасности. К этой же категории отнесены склоны ступени, отделяющей «прилавки» от горной части Заилийского Алатау.

На этих территориях хорошо видны следы крупных старых оползней, предположительно образовавшихся при землетрясении 1887 года. Объемы этих оползней достигали 1 млн. м3. На плоскостях отрыва в настоящее время происходит активизация оползней, зачастую спровоцированная антропогенной деятельностью. К таким примерам относится оползень, случившийся 13 мая 2004 года на дачном массиве в Каргалинке.

Преобладают оползни-оплывины объемом в несколько тысяч м3. Например, оползни, произошедшие 25 мая 2004 года на склонах горы Верблюд в окрестностях города Талгар. Однако наиболее опасными являются оползни-потоки, образующиеся при срыве крупных блоков водонасыщенного суглинка объемом до нескольких сотен тысяч м3. При попадании этой массы в русло лога образуется грязевой сель, движущийся со скоростью 50-60 км/час с высотой фронта в несколько метров.

На территориях с очень сильной оползневой опасностью днища долин – узкие и полностью перекрываются оползнями, усугубляет положение то, что здесь также распространены постоянно активные современные оползни-скольжения, объемы которых превышают миллион м3. Повторяемость оползней в пределах одной долины чаще 1 раза в 10 лет. Такие участки распространены в долинах рек Шамалган, Долан, Кыргаулды, Тастыбулак, Широкая щель, Прямуха, Шимбулак, Кайназар, Рахат. В нижней части долины реки Турген, в районе села Тау-Турген по обоим бортам долины распространены участки с современными активными оползнями скольжения. В верховьях бассейна реки Турген, в бассейнах рек Кайрак и Бортагул на водораздельных пространствах, сложенных третичными красноцветными глинами, также активно развиваются современные оползни скольжения. Весьма опасна ступень первых «прилавков» к востоку и западу от устья реки Талгар, особенно в районе санаториев «Шимбулак» и «Аккаин». Там уже сейчас видны трещины отседания потенциально катастрофического оползня.

– Что же в данной ситуации надо делать специальным службам?

– Необходимо принятие срочных мер. Наш институт в следующем году продолжит обследования склонов, чтобы можно было ответить на вопросы: что, где, когда и в каких объемах может свалиться на людей и постройки. Кроме инженерно-геологических изысканий и организации наблюдательных постов, необходимо прекратить эксплуатацию зданий, находящихся в опасной зоне. На мой взгляд, необходимо создать в системе Главного Управления «Казселезащита» специализированную службу (оползневая станция, обсерватория), ответственную за наблюдения, оценку риска (с прогнозированием) и осуществление практических мероприятий по обеспечению устойчивости склонов.

Проведение предупредительных мероприятий может значительно снизить масштабы ущерба. В данном случае надо брать пример с России, где еще семь лет назад сформирована служба наблюдений за оползнями. На эти цели потрачено более шести миллиардов рублей.