Откуда растут ноги у румынских претензий на остров Змеиный?

Для чего страны вступают в Европейский Союз? Для многих ответ на этот вопрос кажется очевидным: для повышения уровня жизни, защиты прав человека, развития общества в соответствии с европейскими ценностями и т.д. с перечислением всех стандартных «преимуществ» членства в ЕС. Но именно эта кажущаяся очевидность и наталкивает на мысли, что не все так гладко в этом вопросе…

Посудите сами, ну какое дело «пересічним» британцам, немцам или французам до защиты прав человека в Румынии и Болгарии?.. Зачем это нужно «благородному сэру», «благополучному бюргеру» или «ветреному лягушатнику»? У них и своих проблем хватает…

И все-таки, с завидным постоянством Евросоюз продолжает превращать себя в общеевропейский лепрозорий, куда, как оказывается, принимают тех, кто болен больше, чем остальные. Благо, чихнувший заразой поляк, решивший вдруг, что российское мясо его больше не устраивает (хотя раньше он пятки за него целовал Москве), или венгр, на которого напал «словесный понос» (имеется в виду Премьер Венгрии, поразивший Европу своей «честностью» в конце минувшего года), не способен, как оказалось, заразить остальных истинных европейцев.

Вот и получается, что Европейский Союз из элитного когда-то сообщества развитых стран все больше превращается в клуб любителей поплакаться в жилетку богатому дяде, тявкнуть из-за его широкой спины на Россию или надуть щеки от сознания собственной исключительности.

Например, Эстония, которая из штанов выпрыгивала, чтобы откусить от России кусочек земли, которую она считает своей, теперь, став членом ЕС, может спокойно заявлять, что «Этттооо не нааашеее внутренннеее делллооо, это проплемммааа Ефросоюзааа…». И, к сожалению, будет права…

Или вот Польша, которая на следующий же день после вступления в ЕС подала на него же в суд, вдруг почему-то решив, что вопрос заключения соглашения между Москвой и Брюсселем будет зависеть именно от нее… Странно, не правда ли?

ТАБОР УХОДИТ В НЕБО…

Но, больше всех, конечно, поразила Румыния…

Только румыны могли в своей цыганской наивности предположить, что им удастся обхитрить «хохлов» и присвоить (опять же, просим заметить, при помощи ЕС) остров Змеиный.

И дело здесь не столько в том, что территория у Румынии маловата (с табором не разгуляешься), и не в том, что, как и у любого цыгана, глаз «западает» на все, что плохо лежит. А в том, что на шельфе этого острова (для «блондинок» поясняем: «шельф» – это часть земли, которая относится к острову, но находится под водой) летом 2001 года плавучая буровая установка «Сиваш», принадлежащая «Черноморнефтегазу», обнаружила залежи углеводородов (около 10 млн т нефти и 10 млрд куб. м газа) в 40 км к югу от Змеиного.

И вот, как только на шельфе Змеиного запахло нефтью и газом, Румыния стала резко считать остров скалой.

Следует пояснить, почему это так важно. Дело в том, что от того, какой статус получит этот кусок камня в Черном море, будет зависеть то, чьей будет нефть его шельфа. В том случае, если за этим камнем признают статус острова, то Украина будет иметь все права на разработку нефтяного и газового месторождения, поскольку оно будет находиться в исключительной экономической зоне Украины. А вот эта самая зона, как раз и считается только от островов, а не скал (на этом статусе и настаивает Бухарест, для того чтобы тоже иметь право на разработку месторождения).

Поэтому-то Румыния с завидным упорством настаивает на том, что Змеиный – это скала и никакой не остров вовсе. Основным аргументом румын было то, что на этой скале ничего нет. То есть, вообще ничего: ни животных, ни людей…

Но румыны не рассчитывали, что они имеют дело с украинцами, основное достоинство которых – умение быстро и нестандартно мыслить. И вот, пока румыны упивались осознанием того, что этот черноморский кусок камня является полностью безжизненным, украинцы взяли и завезли на остров… козлов. И получается, что из безжизненной скалы, этот объект превратился в заселенный остров.

Не желая терять возможность выкачать черноморскую нефть, румынам пришлось всерьез наморщить лбы. Как ни странно, но такое физическое усилие привело к появлению здравой мысли о том, что козлы-то не аутентичные, а так сказать, эмигранты.

И опять потянулась канитель: остров-скала, скала-остров… И не известно, на сколько бы затянулся этот спор, если бы вдруг взрослые дяди в Брюсселе не решили, что Румыния и Болгария достойны полноправного членства в ЕС.

ЕВРОСОЮЗ – РУМЫНИИ: «МЫ – ВАМ, ВЫ – НАМ…»

Мы оставим в стороне тот аспект, что вряд ли здравомыслящий человек может всерьез поверить, что Румыния и Болгария развиты настолько более, чем Украина. И именно поэтому наших соседей в ЕС ждут с распростертыми объятиями, а нас – нет…

Так вот, получив приглашение стать членом европейского объединения, Румыния вздохнула с облегчением: мол, наконец-то найдется заступник в мире, который поможет ей отвоевать для Змеиного статус скалы, а с этим – и право на его месторождения нефти и газа.

Да только радость была недолговременной. От недоверия к своему счастью, румыны забыли о такой мелочи, как прочитать инструкцию по вступлению в Евросоюз. Восполнить пробел в образовании своих «восточных членов» пришлось бонзам Брюсселя, которые уточнили, что для того, чтобы стать членом Европейского Союза, у страны-кандидата не должно быть, помимо всего прочего, территориальных споров с соседями.

Этот ушат холодной воды остудил пыл современных румынских конквистадоров, которые как-то сразу забыли о том, что и остров – не остров вовсе, а скала, и о том, что козлы-то не собственные, а привозные… В Бухаресте было принято судьбоносное решение: дружить с Украиной и забыть на время о Змеином.

Ну, дружить, так дружить… В качестве дружественного акта, Украина вслед за козлами поселила на острове Змеином 30 пограничников, метеорологов и экологов, развила какую никакую, но инфраструктуру.

Увидев такую наглость со стороны украинских «друзей», Бухарест опрометью бросился в Брюссель, где бонзам Европейского Союза пришлось проводить еще один ликбез по международному праву. В результате усиленных занятий по международному публичному праву и решению международных споров Бухаресту 16 сентября 2004 года удалось успешно сдать зачет по этим предметам, направив в Международный суд ООН в Гааге Меморандум о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон между двумя странами.

Дело в том, что формально в таком случае у Румынии нет территориальных споров с Украиной, поскольку этим вопросом занимается международная организация. Но украинцы тоже не вчера родились и подали встречный контрмеморандум 16 мая 2006 года в тот же суд.

И теперь уже румынам пришлось отвечать на украинский иск. Сроки румынским «друзьям» были предоставлены самые сжатые – до декабря 2006 года. А тут еще наших соседей поджимала дата присоединения к Европейскому Союзу. Так что времени на какие-либо активные действия по поводу Змеиного было не так уж и много. Но, видимо, что-то все-таки в Брюсселе румынам на ушко нашептали…

НА РУМЫНСКИЙ БОЛТ НАШЛАСЬ УКРАИНСКАЯ ГАЙКА…

Еще не успели высохнуть в бокалах остатки шампанского, которым Бухарест отмечал свое членство в ЕС, как румыны заявили, что готовы приступить к вопросу о делимитации границы по Черному морю с Украиной, с явным намеком на то, что теперь у них за спиной стоит «дядя ЕС», против которого Украине не пойти…

Но, как известно, на любой болт есть своя гайка…

5 июля 2006 года Одесский областной совет принял решение об образовании в Килийском районе в пределах Вилковского городского совета «поселка Белый». Затем облсовет обращается в Верховную Раду с просьбой утвердить название «Белый» как соответствующее историческому названию острова.

Нардепы пошли навстречу. И 8 февраля 2007 года Верховная Рада Украины официально присвоила населенному пункту, расположенному на острове Змеиный в Черном море, название «поселок Белое», планируя внести его в перечень населенных пунктов Украины.

А Кабинет Министров решил, что наш остров требует даже отдельной программы, которая и была принята на 2007-2011 годы под названием «Комплексная программа развития инфраструктуры и проведения хозяйственной деятельности на острове Змеиный». На реализацию этой программы планируется выделить 253,35 млн гривен, из которых 63,6 млн собираются потратить в этом году. Программой предусмотрено выделение 65 млн гривен для выполнения работ по обустройству инфраструктуры Одесской облгосадминистрации, 23 млн гривен – НАН Украины, 13 млн – Минтопэнерго и 151 млн гривен – для Минприроды на отдел геологоразведки.

Остается только надеяться, что «зарыв» такие средства в остров Змеиный, Украина от него не откажется, и тогда останется только одна проблема: на кого бы пожаловаться или к кому бы предъявить претензии после вступления в «клуб неудовлетворенных»?..