Осторожно: Ископаемые

Внимание! ФСБ начинает борьбу со шпионами, которые хотят уничтожить нашу нефть

В начале недели пресса дружно отметила усиливающееся давление ФСБ на российские компании, связанные с разведкой и добычей полезных ископаемых. В первую очередь, конечно, речь идет о царской карамели — нефти и газе. По требованию чекистов все подобные компании должны уволить с руководящих постов иностранцев.

Аргумент спецслужб довольно советский: владельцы иностранных паспортов не имеют права работать с подробными картами, необходимыми при определении места бурения. По закону не имеют. Карты, определяющие положение объекта точнее 30 м, секретны со времен Сталина и поныне.

Дошло до остановки работы подразделений British Petroleum в Западной Сибири. Местные управления ФСБ опечатали карты геологов вплоть до устранения нарушений закона о гостайне. То есть до увольнения иностранцев.

Чем иностранцы не устраивают чекистов? Не один «ЮКОС» нашпиговал свои руководящие органы управленцами с мировыми именами. Народ они, с точки зрения наших чиновников, отмороженный. Ничего не боятся. Под защитой консульств социальную ответственность бизнеса понимают странно.

Теплые туалеты для эвенков построят, а на съезд, скажем, «Единой России» дают не от чистого сердца. Как у себя воруют. И в столкновении с фискальными органами случается от них неприличные вопросы слышать.

Углядят завышенные суммы в налоговой претензии — кочевряжиться начинают, в суд норовят. А карты секретные им подавай. Словом, проблема назрела давно. Уже более года местные органы ФСБ требуют аттестовать на работу с секретами именно руководство предприятий. Даром что оно в карты не заглядывает — его уровень не бурение, а финансовые потоки.

Не хотят понимать подданные королевы, зачем им допуск к нашим секретам. Глупые люди. Ведь теперь или заявление об уходе на стол, или оформляй допуск на специальное подразделение по работе с картами внутри компании. А то и вовсе поручай работу с картами специально уполномоченной ФСБ РФ коммерческой организации. Ферштейн?

Это на практике означает создание в подразделениях добычи и геологоразведки должностей для прикомандированных сотрудников ФСБ или родственников чекистского начальства. Либо принудительный контракт с геодезическими компаниями, лицензии которым дает ФСБ. Руководителей, как я понимаю, тоже. В режиме монопольных цен на их услуги.

Выбор богатый. Трудно не понять душевный порыв хранителей секретов: краник вкусный, из него течет не переставая. Уже сегодня за кружку нефти шесть рублей дают. Что-то там впереди?

Можно ли привести сходные примеры? Пожалуйста. Ровно тот же прием ранее с успехом применен при лицензировании всех компаний, выпускающих программы с функциями шифровки-дешифровки. Они применяются в огромном количестве сугубо коммерческих продуктов.

Хочешь работать? Иди в ФАПСИ, отдай им бесплатно плоды своих бессонных ночей. Они ведь тоже такие фирмы содержат. Им интересно знать, что конкуренты придумали.

Но тут незадача вышла. Один из самых мощных криптографических инструментов, рассчитанный на лохов, Microsoft вставила прямо в Windows. Интернет границ не знает, а бороться с Биллом Гейтсом в иностранных судах у ФСБ не выходит: зубы крошатся. Да и без Билла на рынке полно сильных иностранных программ.

То ли дело тайга-матушка! Сюда вход — рубль, выход — доллар. Делиться надо. Что же означает эта история, если глядеть не со Старой площади или Лубянки? Почему так трясутся над точными картами?

Все дело в военных системах навигации. Если иностранцы точно знают координаты цели, то они гарантированно ее поразят первым пуском. Такие системы и есть основа высокоточного оружия, о котором столько говорят. А программа маршрута делается на основе подробных карт. Точнее, делалась до недавнего времени.
       
Более 10 лет назад сугубо военная американская спутниковая система GPS (General Positioning System) стала предлагать услуги коммерческого характера. Начался лавинообразный процесс внедрения спутниковой навигации во все сферы жизни.

Сегодня приемники GPS — не больше пачки сигарет. Используются повсеместно и определяют координаты с точностью до 15 м. Кончились ваши секреты! Стоя в тайге с машинкой за 100 долларов в кармане, я определю координаты любого объекта точнее карт Генерального штаба.

В России сегодня сотни тысяч таких приборов. Завтра будут миллионы. Потому что в 2008 г. в конкуренцию с американцами вступит европейская, не военная, а уже сугубо коммерческая GPS Galileo, к которой присоединились Индия, Китай и Бразилия. И ее приемники будут давать точность не 15 м, как сегодня, а 0,8 м! Карт такой точности уже не бывает, это меньше ширины коридора в малогабаритной квартире!

Что это несет нам? Уже сегодня в Москве быстрый перехват угнанного автомобиля с помощью установленного на нем GPS — не диковинка. Скоро самолеты будут садиться даже без пилотов в любых условиях.

Слепые с GPS будут ходить увереннее, чем зрячие без прибора. В массовую продажу поступят автомобили с автопилотами. Контроль маршрута в транспортных организациях станет абсолютным. Пересечение границы, нарушение территориальных вод и воздушного пространства можно будет доказать или опровергнуть с точностью до метра.

Деньги за пользование платными дорогами Европы для каждой машины будут подсчитываться из космоса до последнего метра автобана, как телефонный звонок сегодня учитывается вплоть до секунды. Заблудиться на 600 верст, как сбитый в 1982 г. южнокорейский «Боинг», не сможет уже никто. Опасаетесь за детей в тайге, рыбаков на льдине? Дайте им недорогой аварийный GPS, такие приборы уже разрабатываются.

Из любой точки земного шара можно будет отследить перемещения человека даже внутри его собственной квартиры. Это означает, что подозреваемый под подпиской о невыезде сможет оговорить с судьей территорию, по которой ему разрешается ходить. И судейские не смогут отказать в этой мере пресечения: скрыться со специальным прибором на ноге невозможно.

Более того, судья может разрешить ему и выезд за рубеж в строго оговоренную зону под контролем местных коллег. Например, в Голландию, на похороны отца. Ведь контроль осуществляется по всей Земле.

Перспективы фантастические, хотя и связаны с утратой секретности наших карт. И что же вместо всего этого предлагают нам наши защитники? Таежное мышление хранителей секретов знает пока две категории — «враг» и «подозреваемый». С них положено брать деньги. Похоже, те, кто придумал картографический шантаж, газет особо не читают, но полагают себя умными и ловкими.

И год, и два, и три назад иностранные специалисты занимали ведущие должности в нашей нефтянке. Трогать их не решались. Сегодня можно. Время пришло, полагают они. На самом деле время стремительно уходит от России.

В глазах Европы наши чиновники уже сегодня с хвостами ходят. Еще 3—4 года, и война с Западом с помощью перечня № 01-15/15278 «О КОНТРОЛЕ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ, ТОПОГРАФИЧЕСКИХ, АЭРОКОСМИЧЕСКИХ, ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И ГРАВИМЕТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ» от 11 августа 1997 г. окончательно сделает их поучительным реликтом. Ведь ясно, что все сопутствующие законы безнадежно устарели 10 лет назад. Применять их сегодня — то же, что регулировать выпуск патефонов в эпоху цифровых технологий.

При старте баллистической ракеты подводная лодка или мобильный комплекс «Тополь» должны знать свои координаты с высокой точностью. Для этого в СССР создали Глобальную навигационную спутниковую систему. Еще в 1995 г. в ГЛОHАСС функционировали все 24 спутника, предусмотренные проектом. По характеристикам она не хуже американской GPS. Вот что нужно срочно возрождать и вводить в коммерческий оборот! И предлагать свои услуги миру.
       
Что до бумажных секретов наших особистов, то мировая практика поучительна. «Новая газета» уже писала, что компания Google разместила в интернете космические фото всей Земли. Заодно со всеми военными базами. Координаты любого российского военного объекта, как, впрочем, и американского, открыты без секретных карт.

Пентагон понимает, что высокоточный европейский конкурент GPS может быть использован для наведения китайских и индийских крылатых ракет. Не говоря уж о российских. Но не сильно переживает, понимая глобальные перспективы человечества. Мне остается задать его российским коллегам последний вопрос.

Какие цели в тайге и тундре, где действуют наши нефтяные и газовые компании, можно уничтожить дальними ударами с помощью ваших карт? Ведь такие удары по силам только НАТО, Индии и Китаю. Мне на ум приходят только буровые установки да еще нефте- и газопроводы. Перечисленные мной страны, особенно две последние, и есть крупнейшие потребители нефти в мире. Они трясутся при каждом удорожании барреля. Уж если вы их так не любите, может, мы тут все сами взорвем к чертовой матери?
       
Валерий ШИРЯЕВ
      
      
К СЛОВУ

Пометили территорию

Иностранцы не потеряют. Госкомпании, возможно, приобретут
       
Список месторождений природных ресурсов, доступ к которым будет закрыт для иностранных компаний, оказался не списком даже, а выборкой наиболее перспективных месторождений в стране. Иностранцы вздохнули с облегчением: от нашего правительства всего ведь можно было ждать, вплоть до внесения в список месторождений, на которых уже работает наполовину иностранная ТНК-ВР. Обошлось. Чиновники не стали строить очередных барьеров. Скорее пометили территорию — для своих.

Так, в список вошли месторождения им. Требса (запасы в 82 млн тонн) и им. Титова (957 млн тонн). Оба они расположены в Тимано-Печорском бассейне и оба весьма интересны для «Роснефти». А Чаяндинское нефтегазовое месторождение в Сибири (запасы газа — около триллиона кубометров), очевидно, застолбили для «Газпрома». Удоканское медное месторождение и золотоносный Сухой Лог не входят в сферу интересов госкомпаний. Возможно, их внесли в список для того, чтобы намекнуть крупнейшему в стране металлургическому холдингу «Интеррос»: не продавайся, мол, иностранцам.
       
Алексей ПОЛУХИН