IEA разработает правила учета запасов нефти
Международное энергетическое агентство (IEA) намерено разработать единые стандарты учета запасов нефти и газа. IEA не устраивает нынешняя ситуация, когда компании имеют возможность по-разному трактовать правила резервирования углеводородов. Но эксперты полагают, что эта идея встретит сопротивление стран — производителей нефти.
Проблема учета запасов нефти и газа привлекла всеобщее внимание в этом году, когда англо-голландская Royal Dutch/Shell снизила свои доказанные резервы углеводородов почти на четверть. Из-за различной интерпретации правил резервирования нефтегазовых запасов, установленных Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) еще 30 лет назад, компании по-разному резервируют свои запасы на одном и том же месторождении. Так, в марте Shell пересмотрела оценку своих запасов на норвежском месторождении Ормен Ланге с 60% от своей доли в месторождении до 20%. А на прошлой неделе норвежская компания Norsk Hydro снизила свои доказанные запасы на том же месторождении с 75% до 49% от своей доли. Однако британская BP оставила без изменений оценку своих запасов в Ормен Ланге — примерно 75% от ее доли в месторождении.
Но SEC только начинает пересматривать свои правила. И ее позиция сводится к тому, чтобы компании сами раскрывали как можно больше информации о своих нефтегазовых запасах. Комиссия не собирается устанавливать и какие-либо унифицированные международные стандарты учета. IEA, напротив, настаивает на необходимости создать единые мировые стандарты учета запасов углеводородов.
Готовой методики у агентства еще нет. Планы по ее разработке и утверждению IEA намерено обнародовать в октябре. По словам главы подразделения экономического анализа IEA Фатиха Бироля, осенью агентство собирается начать кампанию в нефтегазовой отрасли за принятие новых стандартов. Как сказал Бироль FT, эта кампания будет включать и лоббирование инициатив в правительствах стран — производителей нефти, поскольку все мировые стандарты вводятся не добровольно, а принудительно. “Каких-либо последовательных правил учета нефтяных резервов не существует, — подчеркивает Бироль. — Нам нужно знать, имеем ли мы достаточно резервов, чтобы поддерживать долгосрочный спрос на нефть”.
IEA представляет 26 развитых стран мира — потребителей нефти. Агентство взаимодействует с правительствами и учитывает запасы нефти по странам. Если IEA будет настаивать на своих предложениях, ему придется вступить в дебаты со странами — производителями нефти относительно того, насколько правдиво они раскрывают свои запасы. Бироль настаивает на том, что страны — производители нефти должны стать открыты для международного аудита запасов нефти.
Директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов полагает, что IEA стремится заместить устаревшую американскую методику SEC более прозрачной международной системой оценки. Она помогла бы нефтяным компаниям в будущем избегать неприятностей, приключившихся с Shell. Однако, как сказал Перфилов “Ведомостям”, IEA еще предстоит убедить в преимуществах своего подхода сами компании, которые, хоть и недовольны стандартами SEC, вряд ли добровольно согласятся на такие эксперименты. Другой возможной причиной активности IEA, по его словам, может быть желание получить больше информации о запасах стран ОПЕК. Но, как сказал FT энергетический аналитик Merrill Lynch Алистер Сайм, ряд стран вряд ли захотят соглашаться на введение унифицированных правил аудита нефтяных запасов. Например, в начале года президент инвестиционного банка Simmons and Company International Мэтью Симмонс заявил, что крупнейшее в мире нефтяное месторождение Гхавар в Саудовской Аравии истощено больше, чем признает его оператор Saudi Aramco. В ответ на это саудовская компания заявила, что анализ Симмонса базируется на недоброкачественной статистике. (Использованы материалы FT.)