О живой и мертвой воде

Вы давно набирали воду? В бутылки, кастрюли, банки, тазы, ванну? Возможно, жителей других городов такой вопрос и удивил бы, но только не кировоградцев. Не один год они запасаются водой: раньше — на случай внезапного отключения, сейчас, когда ситуация несколько стабилизировалась (хотя порывы время от времени случаются), — для отстаивания. Почему-то считается, что отстоявшаяся и после этого перекипяченная вода менее вредна.

Из крана в Кировограде, как, собственно, и в других трех наибольших городах области — Знаменке, Александрии и Светловодске — рискуют пить только самые отчаянные или экстремалы, либо те, у кого нет другого выхода. Немало людей, заботящихся о своем здоровье, покупают расфасованную питьевую воду, а подаваемую в квартиры используют лишь для технических нужд. Видимо, они поступают наиболее правильно: не на одной пресс-конференции работники санэпидемстанции, называя ряды цифр, результаты анализов, негласно, собственно, советовали вести себя именно так. Хотя официально подобные рекомендации практически никогда не звучат (разве что во время интенсивного цветения водорослей в Кременчугском водохранилище). Ведь это фактически означало бы несостоятельность системы водоснабжения целого региона.

На щите

Среднегодовая удельная водообеспеченность одного жителя Украины (1,04 тысячи кубических метров) по естественным причинам намного ниже, чем, скажем, россиянина или грузина, англичанина или француза. Водные ресурсы во многих областях Украины фактически исчерпаны, а в некоторых ощущается водный дефицит. В частности и на Кировоградщине, расположенной на границе степи и лесостепи, как раз в центре Украинского кристаллического щита Восточноевропейской платформы.

Абсолютное большинство ее рек загрязнены настолько, что о снабжении водой из них не может быть и речи. Например, Ингул, на берегах которого расположен областной центр, занесен в список самых экологически неблагополучных рек Украины. Отрезок Днепра, протекающего через область, — 23 километра — превращен в Кременчугское и Днепродзержинское искусственные моря. При строительстве была затоплена природная пойма реки — с лесами, лугами, озерами и островами, Разумеется, и с десятками сел. Одним словом, образец социалистического строительства.

Еще одним таким образцом масштабного строительства стало сооружение самого длинного в Украине (более 120 километров) водопровода «Днепр—Кировоград». Сегодня поговаривают, что строили его, прежде всего, для того, чтобы обеспечить водой предприятия военной промышленности, которых было тогда немало в очень молодом городе Светловодске, выросшем на берегу Кременчугского водохранилища. Мощности водопровода с самого начала были наполовину рассчитаны на промышленного потребителя, поэтому и не странно, что в то время проблем с оплатой не возникало. И совсем иная картина сейчас, когда промышленность использует только 7% мощностей водопровода, а основным потребителем остаются жители четырех самых больших городов Кировоградщины: Светловодска, Александрии, Знаменки и самого областного центра.

Вода, которую забирают из Кременчугского водохранилища (не так давно здесь установлен сифонный трубопровод, который немного улучшает ее качество), поступает на площадку очистительных сооружений, где ее коагулируют сернокислым алюминием, фильтруют и хлорируют. И уже очищенную таким образом по водопроводу подают на площадку Зона 1а водоснабжения г.Кировограда, где ее дополнительно хлорируют после повышающих насосных станций Светловодска, Александрии, Знаменки и поселка Пантаевка.

Для передачи воды на такое большое расстояние, нужно использовать много электроэнергии. Так вот, самым крупным кредитором водопровода, независимо от его воли, становится ОАО «Кировоградоблэнерго».

Раз — рубильник,
два — рубильник…

Сегодняшний долг перед энергетиками — 15,3 млн. грн. — накапливался не один день. Он — результат тех кризисных лет, когда по известным причинам возникали провалы в проплатах потребителями, которые и сейчас полностью не ликвидированы. К нему можно прибавить долги городских водоканалов, которые раньше вместе с водопроводом были единым предприятием, позже с целью оптимизации уплаты налогов разделились.

Приватизируемое предприятие ОАО «Кировоградоблэнерго» не собиралось дарить свои деньги, потому буквально бомбардировало водопровод предупреждениями об отключении. Не сосчитать, сколько совещаний и заседаний состоялось во властных кабинетах, на которых искали выход из этого положения. Предложили единственное: передать водопровод энергетикам в долгосрочную аренду. Логика, которой кормили обывателя, была проста — энергетики в своем приходе смогли порядок навести, значит, и здесь наведут. И на должников им проще повлиять: воду в многоэтажке, где проживает один-два злостных неплательщика, так просто не отключишь, а электроэнергию в каждой квартире отрезать просто…

Маховик в этом направлении раскрутили прилично: менеджеры энергетиков возглавили водопровод и КП «Кировоградводоканал», была проведена огромная организационная работа. Новые хозяева действительно упорядочили абонентскую систему «Кировоградводоканала», но для них экономически невыгодным и, разумеется, неважным было то, что волновало весь большой коллектив, являлось залогом его будущего более или менее успешного выживания — снижение энергозатрат.

Оставалось только получить соответствующее решение областного совета, что при той схеме отношений, которая господствовала не один год, было просто мелочью, но оформление аренды провалилось. Новый руководитель области отменил распоряжение бывшего председателя областной госадминистрации, был объявлен тендер. Вопреки ожиданиям, ОАО «Кировоградоблэнерго» в нем участия не принимало. И хотя там утверждают, что вложили в объекты водоснабжения чуть ли не 5 млн. грн. инвестиций, судиться, чтобы вернуть их, не спешат (откуда такой альтруизм?). При этом нынешний генеральный директор ОКВП «Днепр—Кировоград» Анатолий Гросул с копиями счетов в руках утверждает, что даже экспертную оценку и аудит (всего около 100 тыс. грн.) арендаторы оплатили из средств водопровода.

По-разному трактуют противоположные стороны и законность предпринятых действий. Одни утверждают, что все было абсолютно законно, другие — наоборот. К сожалению, относительность этого понятия в нашей стране подтверждают два ответа Антимонопольного комитета.

Первый датирован январем 2002 года, когда ОАО «Кировоградоблэнерго» начало бороться со злостными должниками. Документ фактически отказывает потенциальным арендаторам, ссылаясь на отсутствие многих нормативных актов, и констатирует, что объединение двух естественных монополий в этих условиях может угрожать интересам общества.

Зато в январе 2005-го все эти аргументы отпали, и разрешение на аренду АМК дал. Правда, возможно, его ввело в заблуждение то, что в этот раз к нему обращалось не ОАО «Кировоградоблэнерго», а ООО «Водхоз». По словам Анатолия Гросула, уставный фонд нового ООО составлял… 3,5 тыс. грн. Но сути это абсолютно не меняло: речь шла о все том же ОАО «Кировоградоблэнерго», которое на время получения ответа уже весьма активно работало на потенциально (или фактически?) арендованных предприятиях. Единственным источником их развития арендаторы считали повышение тарифов на воду, которые в Кировограде, например, и так недавно выросли вдвое.

Так вот, одной из самых больших проблем водопровода остаются высокие энергозатраты. За последние пять лет они достигли 70% стоимости одного кубометра воды. Сейчас, благодаря активным усилиям специалистов, этот процент снижен до 46 (тогда как в мировой практике, по признанию начальника управления архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации Александра Романюка, этот процент колеблется от 4 до 18). Если раньше водопровод платил энергетикам 1—1,2 млн. грн. в месяц, то сейчас эта сумма снизилась до 750—800 тыс. грн. Анатолий Гросул убежден, что могли бы платить еще тысяч на 150 меньше, если бы тариф на электроэнергию не рос ежемесячно: почему-то в Житомирской и Кировоградской областях он для промышленных предприятий самый высокий в Украине. С сентября, как сообщили из Кабмина, его постепенно будут понижать, пока не установится единый по государству.

А пока водопровод по текущим платежам прошлого месяца рассчитался с энергетиками стопроцентно. Осталось чуть больше миллиона гривен долга с начала года, хотя господин Гросул уверен, что он создан специально тогдашними менеджерами «Кировоградоблэнерго». Однако деньги возвращать придется — напоминания об этом приходят регулярно. Что касается 15,3 млн. грн. старого долга, то к концу года должен быть разработан реальный график его погашения. Если же будет идти речь о его списании, то «Кировоградоблэнерго» пойдет на это только при условии, что его предшественнику, государственному предприятию «Облэнерго», также спишут старые долги перед Энергорынком.

«Мечты» Аврамченко

…Одно из самых светлых воспоминаний моего раннего детства — как копали колодец в нашем зеленом переулке, что в степном Новомиргороде на Кировоградщине. Сошлись соседи, работа кипела целый день, и так радостно было видеть своих родителей, тогда еще совсем молодых, за коллективной работой. Не тривиальной, а очень важной, рассчитанной на многие годы. Об этом никто не говорил, но все, даже мы, дети, это чувствовали. И уже вечером, когда появилась первая вода и взрослые выпили магарыч, наш переулок засветился свежевыкопанными и еще не вывезенными глиной и песком. Тот свет мерцал всю ночь, потому что окно моей детской комнаты — как раз напротив молодого колодца. Моя мама, переехав в старости в город, так и умерла, не привыкнув ко вкусу липкой, как она говорила, воды из городского крана…

60—70% сельских жителей области и 10—15% кировоградцев пьют воду из колодцев.

Первый водопровод в Елисаветграде, строительство которого по проекту инженера М.Алтухова началось в 1892 году, снабжал горожан водой из подземных источников. Ее добывали из трех водосборных колодцев, накапливали в двух регулирующих бассейнах емкостью 130 тыс. ведер и подавали в город с помощью машинного отделения с паросиловым оборудованием.

И сегодня в Кировограде есть люди, которые утверждают: город можно перевести на водоснабжение с помощью подземных источников. Причем качество воды, которую сейчас просто необходимо несколько раз хлорировать (учитывая состояние городского водопровода, часть которого служит более ста лет), в этом случае можно будет значительно улучшить. Такого мнения придерживается Алексей Аврамченко, горный инженер, работавший в свое время и в местной геологоразведке, и заместителем начальника КП «Кировоградводоканал», поэтому о проблеме водоснабжения знает не понаслышке.

Следует отметить, что в 1986 году, после Чернобыля, когда много говорили о радиоактивном загрязнении днепровской воды, тогдашняя власть поставила задачу перейти на водоснабжение из подземных источников. Были выделены немалые средства, но проблему так и не удалось решить. Несколько лет назад Александрия заявила о своем желании перейти на автономное водоснабжение из подземных источников, но снова все осталось только на словах.

И все-таки уже и Александр Романюк, не раз заявлявший об отсутствии альтернативы водопроводу «Днепр—Кировоград», признает: если раньше водопровод прокачивал 56 миллионов кубометров воды в год, то сейчас — 42, а через пять лет может быть и 30, затраты же на обслуживание не уменьшатся, а будут только расти, ведь оборудование, которое и сегодня изношено на 60—70%, еще больше устареет. Нынешний начальник областного профильного управления утверждает, что разведанные запасы питьевой воды в области составляют 400 тыс. кубометров в сутки (потребность — 250 тыс.), в самом Кировограде — 61 тыс. (потребность — 83 тыс.). Разумеется, для такого перехода необходимо создать новую инфраструктуру.

Алексей Аврамченко предлагает использовать самые надежные, на его взгляд, источники — подземные межпластовые воды, которые содержатся в трещиноватых зонах кристаллических пород. Согласно данным «Укргеологии», количество такой воды может достигать 85—95 тыс. кубометров в сутки. За последние несколько лет во время поиска твердых полезных ископаемых геологическая служба попутно разведала три мощных водозабора: Клинцовский, Шостаковский и Первозвановский (все — Кировоградский район), которые вместе с уже существующими — Лелековским и Холодным Ключом — могли бы стать реальной альтернативой воде из Днепра. Тем более что изучение новых площадей тоже может дать положительный результат. Ведь специализированный поиск питьевой воды в Кировограде и на окраинах не проводился уже более 25 лет.

У горного инженера есть немало идей по комплексному освоению недр и решению экологических проблем. Практически в деталях он разработал систему водозабора, наблюдения за режимом добычи, водоподготовки и контроля за качеством, транспортировки, аккумуляции, распределения и автоматического управления технологическими процессами. Куда только не обращался со своими идеями, какие только бюрократические преграды не пытался преодолеть. Кто-то понимал и поддерживал, другие называли его разработки мечтами, подчеркивая, что водопровод — единственно возможная система водоснабжения степной Кировоградщины.

Очевидно, что проблема требует глубокого специализированного исследования, однако нельзя забывать, что Кировоградщина сегодня — лидер по количеству онкобольных. Кое-кто утверждает, что днепровская вода, хотя и отвечает пока старым требованиям Госстандарта, содержит и радионуклиды, и канцерогенные вещества. Неоднократное же хлорирование убивает в ней полезные для организма человека микроорганизмы, и она становится мертвой…

* * *

На днях конкурсная комиссия объявила победителя тендера — австрийскую фирму «ИнфраМан». Она имеет опыт подобной работы во многих странах Европы, занимается водоснабжением в Луганской области. Но кировоградцы, не избалованные качественным и бесперебойным водоснабжением, не спешат радоваться. Кто знает, что принесет им появление нового инвестора водопровода. Может, снова придется набирать воду про запас или еще раз раскошеливаться, если ее стоимость повысится? Правда, австрийская фирма обещает в ближайшее время не повышать тарифов, при этом, создав совместное предприятие и взяв кредиты в европейских банках под невысокие проценты, вложить в систему водоснабжения более 130 млн. грн. инвестиций.

Кировоградский городской голова Николай Чигрин, член тендерной комиссии, выразил свое отдельное мнение — он считает, что проект ОАО «Кировоградоблэнерго» все же был более выгодным для города. Так что, очевидно, некоторых препятствий и трудностей не избежать. Но при этом и власть, и инвестор должны позаботиться, чтобы жители Кировоградщины все-таки пили живую, а не мертвую воду.