О цунами и землетрясениях подробно рассказывает человек, знающий о них буквально все. |
В новый, 2005 год жители планеты Земля вступили в состоянии растерянности: происшедшее накануне землетрясение в Индийском океане и вызванное им мощнейшее цунами еще раз продемонстрировали, насколько беспомощен человек перед силами природы. Трагедия, в результате которой погибло более 225 тысяч человек и еще больше пропало без вести, породила множество самых пессимистических гипотез, вплоть до таких, что она была первой из серии ей подобных, которые приведут в конце концов к апокалипсису.
Чтобы разобраться во всех этих версиях, мы попросили помощи у человека, знающего о землетрясениях и его последствиях буквально все. Белла Гавриловна Пустовитенко – председатель Крымского экспертного совета по оценке сейсмической опасности и прогнозу землетрясений, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела сейсмологии Института геофизики НАН Украины.
Цунами в Черном море – реальность
Наш разговор начался с темы цунами неспроста: именно оно привело к трагедии.
– Цунами в Индийском океане возникло из-за того, что в результате мощнейшего землетрясения на дне произошел взброс блока (плиты), по нашим подсчетам, более чем на тридцать метров. Естественно, он поднял огромную массу воды, возбудив ее и вызвав перемещение. В океане волна была практически незаметной (высотой не более одного метра), но ее длина составляла сотни километров. Удивительно, но скорость ее распространения равнялась… скорости реактивного самолета (около 800 км/ч). Подойдя к берегу, она притормозилась до скорости поезда (от 200 до 70 км/ч). Это явление – следствие соприкосновения ее нижних, слоев с неоднородной поверхностью (песком, землей, бетоном). Но верхние-то спои волны бегут с той же скоростью, из-за чего высота ее может вырасти до нескольких десятков метров (известны случаи, когда вода вздымалась и до 50 метров!). В данном случае, после землетрясения близ Суматры, волна достигла десятиметровой высоты: она захлестнула, подгребла и забрала все на земле вовнутрь. Ей не могли бы противостоять даже сейсмостойкие дома, потому что энергия волны настолько велика, что строения были бы просто вырваны "с корнем", – пояснила Белла Гавриловна.
– Возможно ли цунами в Черном море?
– Да, и они уже случались. Например, после знаменитого землетрясения 1927 года берега Крыма захлестнуло цунами, но высота волн была небольшой, около метра, поэтому сильного вреда оно не причинило. Но не всегда удавалось отделаться испугом. Из летописей нам известно, что в 543 году на побережье Болгарии от сильного цунами погибло несколько поселений и городов. А в 1341 году в Крым "пришла морская волна и принесла вред неописуемый". В общем же высота волны цунами зависит от силы и глубины очага землетрясения, вида смещения земных толщ (взброс, сброс или сдвиг), толщины водного слоя и рельефа поверхности побережья. Так что сочетание различных условий определяет механизм возникновения и высоту волн цунами. Черное море, как видим, не из тех, которые наилучшим образом способствуют возникновению цунами.
– Много людей на юго-восточном побережье Азии погибло потому, что их не оповестили о приближающемся цунами. Как работает служба оповещения в Крыму?
– Служба оповещения цунами сейчас есть только в Тихоокеанском бассейне. Нет ее ни в Крыму, не было ее и на побережье Индийского океана, несколько дней назад, правда, там ее все-таки решили создать (пока гром не грянет…). Но не стоит сразу ругать наше правительство по поводу отсутствия такой службы, ее создание и функционирование не может быть заботой одного государства. Она должна быть международной, обслуживаемой всеми странами Черноморского бассейна.
А о том, что после землетрясения близ Суматры очень вероятно цунами, мы предположили сразу после обработки его записи на станции "Симферополь" уже через десять минут. Механизм такой: скорость распространения сейсмических волн в тридцать раз больше, чем скорость волн цунами. Зафиксировав на крымских станциях подземные толчки и определив их место и неимоверную силу, мы сразу подумали: будет цунами. По сравнению с предсказанием землетрясений предсказание цунами – более легкий, отработанный механизм.
Конечно, повторюсь, при наличии необходимых для этого служб. У нас их нет.
– А от цунами можно "оградиться"?
– Лишь в некоторой степени, ведь если высота волн более десяти метров… Но роль береговых укреплений действительно велика. Даже самые примитивные, например, высаженные на побережье деревья, отнимут у цунами часть энергии и, возможно, спасут тем самым от смертей и разрушений. Волнорезы на крымском побережье при сильных штормах выполняют эту функцию.
Здесь от слов Беллы Гавриловны необходимо сделать небольшое трагическое (не лирическое) отступление. Ежегодно под воздействием волн и оползней исчезает более пятидесяти гектаров крымского побережья. Причина – изрядно потрепанные стихией берегоукрепительные сооружения, ремонт которых не проводится. Тем, кто ответственен за это, хочется сказать: нашей драгоценной земли вам не жалко – это понятно. Так подумайте о людях! И пусть вам приснится цунами…
Правда ли, что… -…землетрясение вызвало смещение земной оси?
– Да, отклонение действительно произошло. Но это событие вряд ли можно назвать экстраординарным: время от времени ось вращения Земли изменяется, и это почти всегда совпадает с мощнейшими землетрясениями. Вопрос в другом: землетрясения вызывают смещения оси или смещения оси вызывают землетрясения? Ведь энергия даже самых ужасных землетрясений ничтожно мала по сравнению с той, которая необходима, чтобы "сдвинуть" нашу планету.
-…изменилась продолжительность суток?
– Смещение оси было очень незначительным: примерно две десятых угловой единицы. Оно, как и предыдущие, действительно повлекло изменение времени суток, но всего лишь на несколько миллисекунд. От этого в мире ничего не должно измениться, поэтому жизнь будет течь в том же русле. Хотя дискуссия ученых об этом будет продолжаться.
Земля "рвалась" под напором энергии
Было бы совершенно не справедливо не рассказать о "зачинщике", спровоцировавшем трагедию 26 декабря. Тем более что землетрясение, вызвавшее цунами, было мощнейшим в мире за последние сорок лет по уровню выделенной энергии. Стало бы оно таковым и по уровню причиненных разрушений, но, к счастью, произошло на дне океана, а не на суше.
– Белла Гавриловна, какими характеристиками, по вашим данным, обладало это землетрясение!
– В эпицентре (близ острова Суматра на глубине 29 километров от поверхности Земли) его сила (магнитуда) равнялась девяти по шкале Рихтера, оценивающей выделенную энергию в самом очаге и двенадцати баллам по двенадцатибалльной шкале МСК-64 (международная, названная так по заглавным буквам ее разработчиков), которой оценивается результат непосредственно на поверхности, воздействие на окружающую среду. То есть это землетрясение было сильнейшим, практически предельно возможным: земля на стыках блоков рвалась, как бумага. Разрыв в очаге составил 600 (!) километров. Но и это еще не конец. Повторные толчки в районе эпицентра до сих пор продолжаются, доразрушая среду. Причем они уже охватили огромную территорию – длиной до 1000 километров. Причиной этого послужило то, что все колоссальное количество энергии, накопленное там, не может высвободиться за один раз.
– Но не может же земля "трястись" там постоянно!
– Это явление не бесконечное. Афтершоковая активность (так называются повторные толчки) в Крыму после землетрясения 1927 года длилась четыре года. После менее сильного Форосского землетрясения 1998 года – всего один месяц. Сейчас точно сказать, на протяжении какого времени Юго-Восточную Азию будут сотрясать повторные толчки, трудно. Но, думаю, земля в агонии будет еще долго, по крайней мере несколько лет.
– После 26 декабря в других регионах мира было зафиксировано несколько сильных землетрясений. Это первые звенья ужасной цепи?
– Скорее всего, нет, у каждого региона своя жизнь, свой сейсмический режим и потенциал. Процесс движения плит непрерывный, энергия накапливается всегда и везде. Поэтому бояться того, что землетрясение в Индийском океане повлечет за собой ряд не менее страшных, не стоит, оно вряд ли отразилось на Средиземноморье или еще где-нибудь. А землетрясение, происшедшее недавно в Турции, нас не удивило, каждый год мы регистрируем там до десяти подобных – просто очень активный регион.
– Вы уже несколько раз упомянули крымское землетрясение 1927 года. Можно ли его сравнивать с тем, о котором идет наш разговор?
– Ни в какое сравнение оно не идет: крымское было почти в 10000 раз по выделенной энергии слабее. Но у нас возможны и более существенные катастрофические толчки, вплоть до девяти-десяти баллов по шкале МСК-64.
– "Возможны" или, не дай Бог, предполагаются?
– Сейсмические процессы непрерывны – Земля живет, поэтому землетрясения потрясали Крым в прошлом, есть сегодня и неизменно будут происходить после нас – это уже сейсмический закон. Мы составили долгосрочный прогноз, в соответствии с которым, к примеру, на ЮБК раз в сто лет возможны толчки силой семь баллов по шкале МСК, раз в 500 лет – восемь и 1 раз в 1000 лет – девять баллов, по всегда есть довольно высокий процент (в первом случае – 40, во втором – 10) вероятности того, что землетрясение окажется более сильным, чем предполагалось. Поэтому в Крыму нельзя практически нигде строить крупные экологически опасные объекты, такие, как атомные электростанции. На данный момент в соответствии с картой сейсмического районирования Крыма в девятибалльную зону попадают все города побережья от Севастополя до Судака, а также восточная часть Керченского полуострова. В целом до 70 процентов территории Крыма считается опасной в сейсмическом отношении даже для обычного гражданского строительств". В частности, Симферополь, где вероятны подземные толчки силой в семь баллов. Но все это ничуть не значит, что уже сегодня в авральном режиме крымчанам нужно собирать вещи и уезжать в более спокойные регионы. Всем известно, в каком сейсмически активном регионе мы живем. Главное, что в ближайшее время природа не сулит нам ничего плохого. Но если все-таки строить, то только надежно – с учетом новых знаний о степени сейсмической опасности полуострова.
Против стихии с линейкой в руках
Можно ли рассмотреть лунные кратеры в бинокль? Исследовать дно Черного моря с трубкой и маской? Так же нельзя изучать и сейсмические процессы, используя для этого оборудование начала двадцатого века. Умственный потенциал, конечно, имеет значение первоочередное, но без соответствующей материальной базы и его обладатели оказываются бессильными.
– Насколько нам известно, несколько лет назад материальная база крымской сейсмологической службы была в ужасающем состоянии. Что- либо изменилось с тех пор? – В 2000 году в Крыму появились две цифровые сейсмические станции (в Ялте и Симферополе), приобретенные за счет средств АРК. Благодаря им мы можем наблюдать за землетрясениями в режиме реального времени и тут же обрабатывать, передавать и получать информацию. Только благодаря этим станциям сотрудники службы знали все о катастрофе в Индийском океане не позже других. Но в Крыму остается еще пять станций (в Керчи, Судаке, Феодосии, Алуште и Севастополе), которые были сконструированы в начале прошлого века! Вы представляете, что это значит? В нашем деле оперативная информация играет главную роль, а мы сегодня передаем ее и получаем по телефону, обрабатываем вручную (запись идет на фотобумагу, которую потом нужно проявить, закрепить, высушить и сделать еще многое другое, перед тем как обработать… с лупой и линейкой в руках). Коллеги присылают нам сейсмограммы по почте или передают попутным транспортом. Представляете, что может произойти за это время в экстренной ситуации подземных толчков, когда дорога каждая секунда? Сегодня такой научно-технический прогресс во всем мире, а мы…
Источник "Крымская правда"