Норвежский эксперт: Если будет открыто крупное месторождение на норвежской стороне новой границы, для его разработки потребуется участие российской стороны

Существующая в России монополия госкомпаний на обладание шельфовыми лицензиями, станет, по всей вероятности, причиной отсрочки многообещающих проектов в пограничных районах Баренцева моря, считает советник Даниэл Фьертофт (консалтинговая организация «Econ Pöyry»).

На прошлой неделе норвежский Стортинг ратифицировал договор о делимитации границы в Баренцевом море, то же должна сделать российская Госдума позже в этом году. На фоне снижения объёмов добычи нефти и газа на норвежском шельфе огромное значение для нефтегазодобывающей промышленности имеет обнаружение новых крупных, и самое главное – рентабельных месторождений.

По мнению Даниэла Фьертофта, советника консалтинговой компании «Econ Pöyry», освоение пограничных районов Баренцева моря находится в зависимости от активности промышленников как на норвежском, так и на российском шельфе. В настоящее время российские государственные нефтяные и газовые компании могут и не проявить особой заинтересованности в новых проектах на акватории Баренцева моря.

Изучая перспективы, открываемые договором о границе, Даниэл Фьертофт пришёл к выводу, что ресурсы здесь есть, но пройдёт ещё немало лет, пока откроется возможность для их освоения.

– Пока монополию на освоение ресурсов российского шельфа держат государственные «Газпром» и «Роснефть», Россия, вероятнее всего, не будет вступать в новые проекты в Баренцевом море, – сказал он в интервью BarentsObserver’у.

Штокмановский проект и другие масштабные проекты, к примеру, сахалинские, отнимают все материальные и кадровые ресурсы «Газпрома» и «Роснефти». Даниэл Фьертофт считает, что если будет открыто крупное месторождение на норвежской стороне новой границы, для его разработки потребуется участие российской стороны – и при оценке размеров открытия, и при создании необходимой инфраструктуры.

– Если принять во внимание большие затраты на обустройство месторождений нефти и газа в здешнем тяжёлом климате, рентабельность почти любых проектов в этом секторе будут находиться в зависимости от тесного сотрудничества между норвежскими и российскими компаниями.

По мнению Фьертофта, важно, чтобы норвежские власти и норвежские компании использовали все возможности, чтоб добиться от России изменений в современной лицензионной политике на шельфе. Если этого не случится, весьма сомнительно, что на востоке Баренцева моря в ближайшем будущем будет разворачиваться какая-то деятельность.

– Если в России позволят иметь шельфовые лицензии компаниям типа «Лукойла», можно будет надеяться, что в приграничных областях в ближайшее время начнутся какие-то работы, – считает Даниэл Фьертофт, – передает www.barentsobserver.com.