Взаимоотношения человека и природы весьма противоречивы. Эти противоречия можно отчасти разрешить введением экономического регулирующего механизма – природной стоимости минеральных ресурсов. Она определяется в зависимости от количества и качества минерального сырья в земной коре и в свою очередь определяет стоимость месторождений полезных ископаемых, разделяя их на два экономических типа по отношению к рыночной цене.
Для устойчивого развития России необходимы социальная стабильность (политическая и экономическая) и постоянный приток в бюджет значительных средств. Обе задачи могут быть решены в ближайшие год-два за счёт продажи минеральных ресурсов по их природной стоимости.
Впервые в настоящее время разработана методика определения собственной природной стоимости каждого вида полезного ископаемого – нефти, газа, металлов, горных пород и минералов независимо от затрат по их добыче, обогащению, металлургического передела, географического положения и глубины залегания, а только в прямой зависимости от распространённости в земной коре. При этом природная цена каменного угля, равная 5,33 долл. за одну тонну, будет везде одна и та же – в Австралии и России, неважно, каким способом его добывают – открытыми разработками или подземными. Все существующие в настоящее время затраты труда и капитала, образующие отпускную цену с учётом прибыли производства, составляют социально-экономическую оценку, ограниченную платёжеспособным спросом. Эта величина будет дополнена базовой природной потребительной стоимостью полезного ископаемого.
Определение природной стоимости минерального сырья необходимо для оценки первоисточника, потенциала и важнейшей части национального богатства – месторождений полезных ископаемых. Конкретно оценённое месторождение принесёт собственнику недр строго определённую сумму, независимую от рентабельности горнорудного производства. Это ставит всех недропользователей в равное положение, создаёт благоприятные условия продажи, то есть снимает практически все вопросы, которые присутствовали в случае рентных и арендных платежей, принятых Законом "О недрах".
По предварительным расчётам, за 1999 г. в бюджет РФ поступило бы дополнительно более 160 млрд. долл. США только по платежам по природным ценам за физическое изъятие 26 основных видов полезных ископаемых. Платежи за горючие и энергетические полезные ископаемые (нефть, газ, уголь и уран) при этом составят 16,2 млрд. долл. Cумма поступлений может значительно увеличиться за счёт платежей по остальным металлам и нерудным полезным ископаемым. По предварительным подсчётам, указанная сумма может увеличиться в два раза (ориентировочно до 320 млрд. долл. в год).
Но эта суммарная природная стоимость годовой добычи металлов и неметаллических полезных ископаемых является только потенциалом, так как природная стоимость некоторых полезных ископаемых (сурьма) значительно выше их рыночной стоимости.
Реально можно рассчитывать на 70 млрд. долл., из них половину целесообразно направить в госбюджет, а вторую половину – на личные счета граждан. Такова первая часть поступлений, ещё будут три части: рентные платежи, платежи за вовлечённые природные ресурсы и платежи за сверхдорогие полезные ископаемые. Эти платежи зависят от конкретного месторождения и предположительно должны составлять не менее 20-30 млрд. долл., в дополнение к указанным выше 70 млрд. долл.
Рассчитанные суммы платежей согласовываются с опубликованными данными в проекте Резолюции V Всероссийского съезда геологов (Москва, 25-27 ноября 2003 г.): "Суммарная годовая стоимость добываемого в России минерального сырья превышает 4,5 трлн. рублей. Федеральный бюджет более чем на 40% формируется за счёт поступлений от использования минерально-сырьевой базы (МСБ). Доля валютных поступлений составляет 80%".
Ориентировочно бюджет РФ составляет около 50 млрд. долл., следовательно, в бюджет попадает около 20 млрд. долл. (из них 16 млрд. долл. в валюте) за всё то минеральное сырье, стоимость которого на рынке сбыта более 150 млрд. долл.
Приблизительные расчёты показывают, что на личные счета каждого человека в течение года поступит около 300 долл. или 700 руб. в месяц кроме того, будет вдвое увеличен бюджет РФ. Для ликвидации бедности и ускоренного подъёма жизненного прожиточного уровня всех слоёв населения предлагается законодательно утвердить поступление платежей по природным ценам за изъятые полезные ископаемые и природной горной ренты в государственный бюджет и на личные счета граждан в соотношении: 50% в государственный бюджет и 50% – на личные счета граждан Российской Федерации, включая новорождённых, пенсионеров, вернувшихся граждан из стран СНГ.
Данное предложение продиктовано решением острых экономических проблем, стоящих перед Российским государством и обусловленных нехваткой средств в бюджете РФ и отсутствием социального единения всего многонационального народа в гражданское общество, где каждый лично чувствует мощь богатой и заботливой Родины и готов отстаивать всё многообразие природного богатства как национальное достояние для себя и своего потомства.
Настоятельной причиной введения природной стоимости за минеральные ресурсы и вообще за все природные ресурсы в главные ценообразующие факторы наравне с затратами труда и капитала является сложившаяся в конце XX в. острокризисная ситуация во взаимоотношениях человека с природой.
Современная теоретическая экономика во всех странах не учитывает важнейших несоответствий двух разнонаправленных векторов:
– один из них – это трактовка самой экономикой постоянного требования удовлетворения широко растущих потребностей, которые безграничны и полностью неутолимы из-за увеличения населения;
– второй фактор – ресурсы планеты, которые редки и ограничены, но необходимы человечеству для удовлетворения своих благ и расходуемы без учёта их естественных запасов. Возникающий кризис очевиден, перерастание его в катастрофу – дело ближайших десятилетий.
На справедливость такого мрачного прогноза указывают доклад Римского клуба (1972), Декларации международных конференций в Рио-де-Жанейро (1992, 2002), экологический манифест Н.Ф. Реймерса (1992) и др., включая мнение ряда крупных академиков РАН на III Всероссийском съезде по охране окружающей среды (Москва, ноябрь 2003 г.).
Развитие такой нерадостной картины обусловлено существующими ныне несовершенными установками экономического отношения человека к природе и её ресурсам, не имеющим стоимостной оценки в денежном выражении, адекватной их ограниченности или запасам. Такая природная стоимость минерального сырья и других видов природных ресурсов, определённая по критерию ограниченности на планете, явилась бы экономическим механизмом регулирования их потребления наравне с общепринятыми затратами труда и капитала. Об этом писали в своих трудах в 60-70-е годы М.Я. Лемешев, М.И. Агошков, П.Г. Олдак, А.С. Астахов, Н.В. Мельников и другие учёные, обеспокоенные проблемами природопользования. С этого времени в нашей стране зародилась и активно развивалась связанная с именем Т.С. Хачатурова новая наука – экономика природопользования, призванная решать научными методами сложившиеся противоречия между природой и обществом.
Поэтому современная традиционная политэкономия, рассматривающая природные ресурсы неистощимыми, а факторами, лимитирующими развитие, признающая труд и капитал, должна избавиться от своего заблуждения и оценивать природные блага с учётом их ограниченности наряду с себестоимостью получения.
Современная политэкономия, несмотря на огромные достижения разработанных теорий и методов экономических оценок и индикаторов развития общества, в целом мало отличается от классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо в отношении общества и природы. Основой является теория трудовой стоимости, где считаются только с двумя показателями: затратами труда и затратами капитала. Природные ресурсы, к созданию которых не приложен труд человека, рассматривались бесплатными и в случае повышенного спроса могущими приносить ренту.
Вот как трактует Д. Рикардо ренту с рудников: "Доход, доставляемый беднейшим рудником, не платящим никакой ренты, будет регулировать ренту всех других, более производительных рудников. Предполагается, что этот рудник даёт обычную прибыль на капитал. Всё, что другие рудники дают сверх неё, будет, разумеется, уплачиваться их владельцам в качестве ренты. Так как принцип этот совершенно одинаков с тем, который мы уже установили относительно земли, то нет надобности дальше распространяться о нём".
Ошибочность этого рассуждения заключена в том, что земля есть средство для производства товарной продукции и она может приносить столетиями данную ренту. Месторождение полезных ископаемых – товарная продукция, и оно истощается или вырабатывается полностью, так как происходит изъятие полезного компонента. При этом национальное достояние, минеральное полезное ископаемое, по остаточному принципу будет оценено на малорентабельном руднике, не платящем ренту, как бесплатное, а на рентабельном – как процент от дохода – разницы от отпускной рыночной цены и затрат, понесённых предприятием. По сути, минеральное сырьё и собственно месторождение своей цены не имели, и рентные платежи характеризуют только хозяйственную деятельность предприятия.
В XX в. начала укореняться плата-роялти, так как собственники недр не были удовлетворены мизерными отчислениями только по рентным платежам, даже малорентабельные предприятия полностью опустошают земные кладовые. Названная как плата за полезные ископаемые, она несёт всё тот же порок, как и рента: исчисляется по процентам от дохода, и поэтому её называют арендной платой. Она также не определяет собственной стоимости извлекаемого полезного ископаемого и вовлечённых природных ресурсов.
Функцию рационального использования минеральных ресурсов ни рентные платежи, ни арендные платежи выполнять не могут, а уж об их природоохранной функции говорить совсем не приходится.
Современная экономическая теория считает, что "если предприниматель использует ресурсы земли, недвижимости или ископаемые сырьевые ресурсы, то собственники этих ресурсов получают доходы в форме ренты и (или) арендной платы".
Но в международном правоведении и в Гражданском кодексе РФ совсем иначе понимают и классифицируют отношения и обязательства сторон (собственника и пользователя) в случае аренды. В соответствии со ст. 607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Месторождения полезных ископаемых не могут находиться или сдаваться в аренду, так как при их эксплуатации они полностью исчезают, то есть являются потребляемой вещью.
Суммируя вышеизложенное, приходим к однозначному выводу о необходимости расширения экономической теории новыми категориями оценки природных ресурсов – и прежде всего природной стоимостью в зависимости от их ограниченности, так как рента и плата-роялти авторов не удовлетворяют. Такой вывод является развитием и дополнением идеи Н.Н. Моисеева о "построении основ новой политэкономии для выхода в режим коэволюции".
В создание природных ресурсов не вложен труд человека, поэтому определение их ценности в денежном измерении традиционными экономическими способами не представляется возможным. Необходимо искать новые способы. Исходя из известного принципа, что любое вещество, будь то химический элемент или минеральный комплекс, тем ценнее, чем его в земной коре меньше, и, наоборот, то, чего в земной коре много, должно меньше цениться; авторы считают, что основным критерием при определении ценности химических элементов и минерального сырья является их количество в земной коре.
Применительно к рассматриваемым вопросам основоположник геохимии В.И. Вернадский сформулировал по эмпирическим данным четыре закона:
– химические элементы в земной коре никуда не исчезают, они только мигрируют и количество их постоянно;
– химические элементы находятся в рассеянном состоянии, в разных системах (породах) их количество не одинаково;
– для каждого элемента закономерно собственное среднее содержание в земной коре;
– для каждой системы закономерно определение содержания элемента по коэффициенту концентрации относительно среднего содержания в земной коре (кларк концентрации).
Работами американского учёного Ф.У. Кларка, положившего начало изучению количественного состава горных пород, и дальнейшими исследованиями геохимиков разных стран мира проведена огромная работа по определению, уточнению и подтверждению среднего содержания химических элементов в земной коре. Измеренные весовые процентные содержания элементов, названные в честь Ф.У. Кларка по предложению А.Е. Ферсмана кларками, позволяют определить их количество в земной коре.
Современные данные по составу и строению верхней части земной коры А.Б. Ронова (1990) и С.Р. Тейлора (1998) позволили авторам рассчитать аналогичную представлениям В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана таблицу кларков с охватом совокупной оболочки из четырёх сфер и назвать её тетрасферой. Все природные ресурсы, возможные для использования человечеством, ограничены тетрасферой. Процентные содержания химических элементов в тетрасфере показывают их природную ценность независимо от того, в какой мере они используются человеком.
Мерилом ценности труда человечество из всех химических элементов выбрало золото, и оно долгое время являлось одновременно товаром и деньгами. Это предопределяет его роль в качестве эквивалента природной ценности химических элементов, а также минералов и горных пород. Если разделить кларк железа на кларк золота, то получим коэффициент распространённости железа по золоту, а разделив 1 грамм золота на коэффициент распространённости железа, получим природную ценность железа в граммах золота. Проделав подобную операцию со всеми химическими элементами, получим шкалу их природной ценности.
Природную ценность природного ресурса в граммах золота авторы предложили именовать золотым грамм-эквивалентом элемента или ресурса. Эту величину ими предложено называть "вернад" – в честь основоположника геохимии академика В.И. Вернадского.
Кларк золота и кларк любого элемента в тетрасфере постоянны, и поэтому природная ценность химического элемента тоже всегда будет постоянной, а выраженный в денежном выражении золотой грамм-эквивалент элемента определяет его природную стоимость, и она всегда тоже будет постоянна.
Природная стоимость золота в денежном выражении не равна цене золота на мировом рынке, так как последняя слагается из многих факторов, что влияет на ее "плавающий" курс. Природная стоимость представляет собой какую-то часть от рыночной отпускной цены золота.
Предложено принять за постоянную теоретическую мировую цену золота последнюю официальную цену – 42,22 долл. США за 1 тройскую унцию золота, равную 31,1 грамма, то есть 1,3569 долл. за 1 грамм при паритете валют на февраль 1973 г.
Для определения переводного коэффициента между постоянной теоретической мировой ценой золота и его природной ценой используется коэффициент пропорциональности (0,02) мирового круговорота пресных и морских вод. Подробно это рассмотрено в работе авторов "Определение природной цены полезных ископаемых в недрах и ее доля в отпускной цене на рынке сбыта".
По постоянной теоретической цене золота (1,3569 долл. за 1 грамм золота) и коэффициенту пропорциональности между ней и природной стоимостью золота определяется природная стоимость золота в недрах, в денежном выражении равная 0,027 долл. за 1 грамм золота.
При этом, например, расчёт природной стоимости железа в богатой руде в недрах с концентрацией железа 40% будет следующий:
металла в руде – 400 000 г;
кларк концентрации – 8,4;
природная стоимость железа:
(0,24-10 -7-0,027-8,4-400 000) = 0,002 долл.
Одно из важных достоинств методики – месторождение полезных ископаемых не потеряет своей природной стоимости ни при какой инфляции.
Рассмотрим несколько примеров. По материалам М.И. Агошкова и др. "Экономическая оценка эффективности геологоразведочных работ" (1980) и "Геология, гидрогеология и железные руды бассейна КМА" (т. 3, ред. Леоненко И.Н., 1969) произведена оценка по природным ценам компенсационных платежей Михайловского железорудного месторождения (табл. 1). Произведённые расчёты компенсационных платежей по природной стоимости за использование минеральных и вовлечённых природных ресурсов всего Михайловского месторождения КМА составляют 896,5 млн. долл. Из этой суммы только 3,9% приходится на собственную природную стоимость богатых и бедных руд железа – 34,8 млн. долл., а на вовлечённые природные ресурсы – 96,1% или 861,7 млн. долл., которые являются неоплачиваемым природным ущербом до настоящего времени.
При сравнении природной стоимости 1 т руды с учётом компенсации за вовлечённые природные ресурсы (0,288 долл./т) и стоимости железа на мировом рынке (25,35 долл./т) ясно видно, что государство имеет возможность получать природную горную ренту. Здесь присутствует тот случай, когда, по словам М.И. Агошкова, "с увеличением содержания цветных металлов в руде в 2 раза размер прибыли с 1 т руды может возрасти 4-5 раз и более".
Или другой пример: Норильский рудный район. По материалам В.В. Попова получены данные, необходимые для расчётов и понимания величайшей ценности богатства и её возможной роли в экономике страны. В.В. Попов пишет, что по мировым подтверждённым запасам никеля – 54,96 млн. т (без России) лидирует Куба – 27,8% (14,8 млн. т), но по запасам и производству рудничного и рафинированного никеля 1-е место в мире занимает Россия. Доля России в общемировом потреблении никеля 2,6%, а в экспорте – 36%.
Расчёт природной стоимости одного из промышленных типов богатых руд приведён в таблице 2 "Массивные кубанитовые руды Октябрьского интрузива", чтобы наглядно показать методику расчёта и не возникло сомнений в необоснованности необыкновенных результатов. Содержание полезных компонентов в рудах взяты из статьи В.В. Дистлер "Платиновая минерализация норильских месторождений".
Ориентировочно рассчитанная только по компонентам таблицы 2 cуммарная природная стоимость медно-никелевых месторождений Норильского рудного района составляет более 21 трлн. долл., где природная стоимость богатых руд – 18,3 трлн. долл. (221,1 млн. т – 82 820 долл./т), а бедных руд – 2,7 трлн. долл. (2143,6 млн. т -1246 долл./т). Природная стоимость богатой руды – 82 820 долл./т, а стоимость этой руды, реализуемой по мировым ценам, за каждый металл после всех производственных процессов, всего 722 долл. – разница в 115 раз. Такая же ситуация с бедными вкраплёнными рудами: природная стоимость 1246 долл./т, тогда как по мировым ценам она будет стоить 93 долл. за эти металлы, т.е. в 13 раз дешевле природной стоимости.
Такая уникальность (сверхценная руда, составляющая 80% от всех запасов комплексных медно-никелевых – наиболее ценных руд России) норильских руд, подобно сурьме, лишает Россию получения в денежном выражении принадлежащего ей природного капитала, сравнимого с глобальным валовым продуктом мира (в 1998 г. мировой ГВП составлял 39,3 трлн. долл.). В этом проявляется реальная минерально-сырьевая безопасность, непосредственно связанная с экономическими потерями Российского государства, не обнаруживаемая ни рентой, ни арендной платой.
Сопоставив мнениеМ.И. Агошкова о прибыли при добыче чёрных и цветных металлов, становится предельно ясно, кому нужно внедрение в практику продажи месторождений по природной стоимости, а кто будет держаться за арендную плату в виде платы-роялти.
Рассматривая недропользование с позиции трёхфакторной экономии (природная стоимость, труд и капитал), авторы предлагают для месторождений Михайловского типа соединить природную стоимость руд (по полной природной цене) с себестоимостью производства (0,39 руб. + 3,95 руб.). При этом могут проявиться три варианта соотношений горной ренты к произведённому суммированию:
– если рентабельность предприятия остаётся высокой при той же отпускной (оптовой) цене, то оно платит горную ренту собственнику, то есть государству;
– если рентабельность ниже выживания предприятия от сложения природной стоимости и себестоимости, то повышается отпускная цена на выходящую продукцию;
– в случае, когда от сложения уменьшается нормативная прибыль, также повышается отпускная цена на горнорудную продукцию.
В этих перечисленных выше случаях учтены интересы собственника недр, пользователей и конечных потребителей. Природная (горная) рента – это незаработанный доход собственника недр, связанный с востребовательностью потребителей, и она первая снижается при падении спроса, так как не является ценообразующим фактором.
С позиции новой теоретической экономии природная стоимость, капитал и труд – три равнозначимых показателя, имеющие собственные рассчитанные стоимости, не подлежащие игнорированию. Как невозможно представить современное государство, в котором производство действовало бы в ущерб себестоимости, то есть затратам капитала и труда или в ущерб предпринимателям и работникам, так логичен и вывод о невозможности действовать в ущерб собственнику природных ресурсов. Очевидно, природный капитал должен полностью возвращаться собственнику всех природных ресурсов, как это предусматривается для месторождений Михайловского типа.
Это же обоснование диктует только одно решение – при добыче полезных ископаемых, таких, как сурьма и сверхценные комплексные медно-никелевые руды Норильска, природная цена которых превышает отпускную рыночную цену, – необходимо оставлять горнорудным предприятиям только нормативную прибыль. Например, средний банковский процент кредитования – 15-20%, тогда ОАО "Норильский никель" от своего чистого дохода получает 17%, а государство – 83% от дохода. В настоящее время ОАО "Норильский никель" большую часть чистого дохода присваивает себе согласно принятому Закону "О недрах", выплачивая только арендную плату по мизерным процентам.
Наши предложения необходимо претворить в жизнь как можно скорее, так как уникальное национальное достояние исчезает на глазах. Это не только минерально-сырьевая безопасность, это и проблема экономической безопасности!
Национальное достояние Саудовской Аравии – огромные запасы нефти (30 млрд. т). По природной стоимости 30 долл. за 1 т в недрах они оцениваются на сумму в 900 млрд. долл., а Россия только в одном Норильском рудном районе имеет в недрах разведанные и переданные в эксплуатацию запасы более чем на 21 трлн. долл.
Норвегия, Саудовская Аравия, Кувейт и другие страны имеют в своём распоряжении отрегулированный механизм распределения природной ренты и как следствие – социальную стабильность. Введение в этих странах платежей по природной стоимости за пользование природными благами приведёт к увеличению поступлений денег на личные счета в случае, если природная цена за ресурс будет больше, чем принятая ранее плата-роялти.
В Российской Федерации социальную нестабильность (специалисты по инвестициям называют её социальным риском и одной из главных причин отсутствия внешних инвестиций и оттока российских капиталов за границу) создаёт растущая разница в степени накопления капитала природопользователями и обеднением государственного бюджета, не способного обеспечить уровень социально необходимых затрат на образование, науку, здравоохранение, пенсионное обеспечение, ликвидацию детской беспризорности и т. д.
ОАО "Норильский никель" в настоящее время лишает Российское государство его национального достояния, составляющего до 70% общих и подтверждённых запасов самых ценных металлов в наиболее выгодных рудах с самой низкой арендной платой за последние 10 лет. При этом недополученные государством и народом средства от продажи металлов по мировым ценам присваиваются узкой группой лиц.
Недополученный денежный капитал – прибавочная природная стоимость за пользование природными ресурсами, и она принадлежит государству как собственнику недр и народу – как источнику власти.
ОАО "Норильский никель" не единственное предприятие, присваивающее сверхприбыль при недропользовании, таких достаточно много. Они уводят деньги за рубеж, инвестируют уже не российские предприятия, платят налоги в другие страны, но прибыль получают сами.
С целью прекращения утечки капитала за границу и его использования в групповых интересах в ущерб государству необходимо изымать в госбюджет природную прибавочную стоимость по каждому месторождению для дальнейшего перераспределения: 50% – на реализацию программ развития страны и 50% – непосредственно на личные счета граждан Российской Федерации для повышения жизненного уровня всех слоёв общества и создания социальной стабильности цивилизованным способом, аналогично некоторым европейским и азиатским странам.
Первоочередная задача, по нашему мнению, – максимально быстро запустить механизм распределения на личные счета граждан природной прибавочной стоимости. Надо вдохнуть в людей веру в возрождение России цивилизованными способами, в первую очередь поддержать ветеранов войны и труда, молодые семьи и поднять всеобщий уровень жизни.
Н.Н. СОЛОВЬЁВ, академик, вице-президент Международной академии минеральных ресурсов, академик РАЕН, Первооткрыватель крупного редкометального месторождения, Заслуженный геолог России, Заслуженный работник Минтопэнерго, д.г.-м.н., профессор кафедры методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых МГГРУ.
С.В. НИКОЛАЕВ, зам. Председателя Президиума ЦС ВООП, Председатель НПО ЦС ВООП, академик Международной академии наук о природе и обществе.
Н.Д. МУРАЛЁВ, зав. лаборатории "Экономическая геология и рациональное использование недр" НИИП МГГРУ, Учёный секретарь секции "Экономика природопользования "НТС ЦС ВООП.