2004-11-12

Запасы нефти и золота закончатся в 2015 году

В минерально-сырьевом комплексе оказалось слишком много монополизма

Юрий Трутнев видит нелегкое будущее российской сырьевой отрасли.Фото Артема Житенева (НГ-фото) «Приближаются сроки полного исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов отдельных ископаемых», – предрек глава Минприроды Юрий Трутнев, выступая вчера на заседании кабинета министров с докладом о проекте долгосрочной программы развития минерально-сырьевого комплекса страны. По прогнозам специалистов, эксплуатируемые запасы нефти, урана, меди, коренного золота иссякнут уже в 2015 году. Перспектива на первый взгляд отдаленная, однако министр напомнил о специфике геологической подготовки месторождений. По времени она иногда затягивается на 15–20 лет. Поэтому, убеждал министр, нужно действовать без промедления, поскольку в случае «паузы в воспроизводстве минерального сырья впоследствии никакими финансовыми средствами не удастся решить проблему дефицита полезных ископаемых».

Юрий Трутнев предложил на выбор два варианта программы – инерционный и перспективный. Оба предполагают не более 10% финансирования из госбюджета. Основное же бремя расходов на геологоразведку и дальнейшее введение в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых по расчетам чиновников Минприроды должны будут взять на себя частные компании. Проблема в том, как привлечь их для участия в реализации этих проектов. Премьер-министр Михаил Фрадков, признав, что государство, безусловно, заинтересовано в перспективном варианте, озаботился этим вопросом. В ответ сенатор Виктор Орлов констатировал очевидный факт: сегодня не представляется возможным обосновать механизм привлечения внебюджетных средств в эту сферу.

Первый заместитель комитета Госдумы по природным ресурсам Александр Беляков пессимистично заявил, что даже перспективный вариант программы не спасет минерально-сырьевой комплекс. «Мы выходим на мировой уровень затрат, – подчеркнул депутат. – И нужно думать, как стимулировать интересы бизнеса».

Бизнес готов заниматься геологоразведкой, но необходимо позаботиться о защите прав инвесторов, заявил Юрий Трутнев. «Государство вкладывает в развитие месторождений 1 рубль, при том что частные компании вкладывают 10 рублей», – отметил он. И если правительство желает сохранить ситуацию на длительный срок, то права инвесторов должны быть полностью защищены. В законодательство уже внесено изменение, предусматривающее право компаний-недропользователей, вложивших средства в разработку недр, получать первоочередное право на пользование месторождением без аукциона.

Впрочем, это не должно исключать конкуренцию. Тем более что, по словам Юрия Трутнева, одной из основных проблем минерально-сырьевого комплекса остается высокий уровень его монополизации. Добыча полезных ископаемых сконцентрирована в руках одной-двух компаний. Так, на долю 9 предприятий приходится 82% добычи нефти, на 2 компании – 100% добычи алмазов. Очевидно, что такие монополисты «не заинтересованы в дальнейшей геологоразведке и конкуренции».

Вице-премьер Александр Жуков отметил необходимость отдельно рассмотреть вопрос финансирования развития геологоразведки месторождений благородных металлов. По его мнению, в предложенной программе заложен значительный перекос в финансировании разведки благородных металлов по сравнению с другими полезными ископаемыми. Между тем вклад в российскую экономику от экспорта золота и платины значительно меньше доли углеводородного сырья.

Одобрив перспективный вариант программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, предусматривающий увеличение финансирования из госбюджета к 2010 году до 16,5 млрд. руб. в год, а в дальнейшем до 20,5 млрд. руб. в год, правительство занялось инвестиционной программой ОАО «Российские железные дороги» на будущий год, которую презентовал глава Минтранса Игорь Левитин. Принципиальных возражений финансовые планы РЖД не встретили. Согласно им, объемы перевозок в 2005 году увеличатся на 5,5%, тарифы на грузоперевозки вырастут на 8,5%, на пассажирские перевозки дальнего следования – на 12%, на пригородные перевозки – на 8,5%. На развитие железнодорожной инфраструктуры будет направлено 62,3% инвестиций, а на обновление и модернизацию подвижного состава – 19,5%.