40 лет назад, в 1966 году, компания «Томскнефть», которая тогда называлась нефтепромысловым управлением, добыла за год 49 тысяч тонн нефти. По сегодняшним меркам, такой уровень добычи не соответствует даже категории «малых недропользователей». Но уже через три года компания добывала миллион тонн в год, а через десять лет – почти семь. Такие невообразимые темпы роста за несколько лет перевернули всю экономическую структуру Томской области. Томск стал для СССР «золотым» регионом: Сибирский химический комбинат ковал обороноспособность страны, а нефтедоллары «Томскнефти» обеспечивали ее продовольственную безопасность.
За 40 лет «Томскнефть» добыла 400 миллионов тонн нефти. Это, учитывая, что в среднем нефть содержит 10-15 процентов бензиновых фракций, примерно 40 – 50 миллионов тонн бензина. Знаете, сколько бензина потребляет в год вся Россия? Чуть больше 30 миллионов тонн.
Нефтяная отрасль сегодня остается самой динамичной и капиталоемкой в экономике не только Томской области, но и всей страны. Ее второй, после развала Советского Союза, подъем пришелся на 2003 – 2004 годы. То есть спустя шесть лет после того, как «Томскнефть» вошла в состав нефтяной компании Михаила Ходорковского – «ЮКОС». Тогда «Томскнефть» добывала порядка 10 миллионов тонн в год, а спустя всего четыре года едва ли не удвоила эту цифру. Потом начался спад. Его причины известны. Профессиональные нефтяники по-разному относятся к фигуре Ходорковского. Это их профессиональное и человеческое право. Но почему-то думается, что на предстоящем праздновании 40-летия томской нефти в Стрежевом о нем вспомнят по-доброму. Правда, вряд ли это будут официальные воспоминания.
Сегодня «Томскнефть» готовится стать частью одной из двух государственных компаний – «Газпрома» или «Роснефти». В столице томских нефтяников Стрежевом нет единого мнения на тот счет, кто из них лучше. Примерно то же самое происходит в Томске, где уже власти готовятся к тому, что «Томскнефть» сменит собственника. В «Белом доме» считают, что это произойдет в марте будущего года. Предсказать сейчас последствия невозможно. Но для властей, да и самой компании, это теперь уже не столь важно. Три последних года десятки тысяч человек, которые связаны с деятельностью «Томскнефти», фактически вместе с компанией готовились к ее банкротству. Отдавая налоговые долги «ЮКОСа», «Томскнефть» ужималась и экономила не только на капитальных вложениях. Воз социальных программ, которыми три года назад так гордились нефтяники, тоже пострадал, хотя и в меньшей степени. Компания тащила его изо всех сил.
На протяжении этих трех лет власти искали того, кто на голом месте подставит ей плечо вместо «ЮКОСа». Губернатор даже придумал девиз для новой экономической политики в Томской области: «Больше олигархов, хороших и разных». Сначала на роль олигархов «Белый дом» назначил малых и средних недропользователей. Это произошло после одного из аукционов по продаже нефтегазоносных участков, победителями которого стали сразу несколько малоизвестных компаний, в том числе иностранных. Но довольно быстро выяснилось, что лишь половина из них собирается серьезно развивать свой нефтяной бизнес в Томской области. Рост производства в секторе малых недропользователей оказался столь незначительным, что стало понятно: это не очень серьезная затея, чтобы область могла забыть про «ЮКОС».
Очередная стратегия, свидетелями которой мы все являемся сейчас, заключается в стремлении «затащить» в Томскую область крупные российские нефтедобывающие компании. Первой стала «Сибнефть». Сначала она приобрела сразу несколько мелких компаний, активы которых были сформированы на основе добывающих подразделений предприятия «Томскнефтегазгеология». Потом стала покупать участки сама. В этом году «Сибнефть» перешла под контроль «Газпрома» и теперь называется «Газпромнефтью». Второй сравнительно крупной для томского рынка нефтяной компанией, название которой на карте региона еще не встречалось, стала «Русснефть» Михаила Гуцериева. Но ее появлению мы обязаны все-таки «ЮКОСу»: «Русснефть» пришла на участки одной из аффилированных с «ЮКОСом» кипрских компаний. Третий «туз» в колоде «Белого дома» – «Сургутнефтегаз». Компания Владимира Богданчикова не так давно купила в Томской области небольшой участок. На аукцион прилетал сам Богданчиков, который что-то обсуждал с губернатором за закрытыми дверями. В отчете об исполнении бюджета за первое полугодие 2006 года, который на прошлой неделе обсуждался в Думе, сказано, что «Сургутнефтегаз» и «Сибнефть» (ее местная дочка называется «Сибнефть-Восток») не заплатили за пользование недрами (рентале), хотя платежи им были начислены.
Стратегия развития местной нефтедобывающей отрасли связана с еще одним проектом, который реализуется усилиями власти, – изучение участков правобережья реки Оби. Вице-губернатору Владимиру Емешеву удалось «затащить» в Томск федеральные деньги на геологию, за счет которых в области рассчитывают изучать результаты бурения нескольких параметрических скважин. Говорят, что эти самые результаты «пахнут нефтью». Но в Томской области весь Север пахнет нефтью.