2005-06-09

Янтарная монополия

На следующей неделе депутаты будут рассматривать законопроект с совершенно нейтральным названием «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О предпринимательстве». Однако, несмотря на название, новый документ в случае принятия может принести немало средств для заинтересованных личностей.

Суть документа проста. Статья четвертая устанавливает круг видов деятельности, которые запрещены для бизнес-структур и находятся исключительно в ведении государства. Депутаты предлагают убрать из закона всего лишь два слова «добыча янтаря».

Подобный шаг, как указывают авторы законопроекта, делается исключительно для недопущения незаконной добычи и контрабанды янтаря. Цель конечно благая. Действительно, в лесах Полесья и Волыни нелегальная добыча этого камня имеет характер поставленного на широкую ногу единственно прибыльного промысла. Обилие труднодоступных и удаленных мест, легкость добычи (янтарь залегает на глубине всего лишь 3-10 метров) делает ее очень доступной и не требующей специальных приспособлений и технологий. Отсюда и значительные объемы нелегальной добычи. Близость границы и наличие постоянных каналов переправки позволяет процветать контрабанде. Благо, спрос на отечественный янтарь на Западе неплохой. Украинский янтарь демпингует на рынке, - его стоимость в два раза ниже. В результате подобной деятельности государство теряет около 10 млн.грн. ежегодно.

Однако, по старой традиции, за мерами по пресечению подобной незаконной деятельности, может скрываться совершенно иная цель. Так, принятие этого закона вряд ли что-то изменит на рынке нелегальной добычи. Трудно поверить, что полесские старатели скопом бросятся регистрировать предприятия и начинать бизнес на новых законных основаниях. Ведь государство как не имело возможности отследить добычу, так и не будет иметь. Что касается контрабанды, то она и так незаконна, а ужесточение мер по вывозу янтаря за рубеж - норма из совсем другой оперы. Так что вряд ли принятие Закона само по себе сведет на нет нелегальную добычу, как утверждают депутаты. Слишком уж прибыльным является нелегальный бизнес, не требующий каких-то сверхвложений и инвестиций.

В то же время, принятие законопроекта может повлечь за собой изменения в несколько другой плоскости. Так, в случае разрешения добычи частным структурам может также образоваться монополия, однако несколько другого толка. При чем, с государственной она вряд ли будет пересекаться. Кесарю останется кесарево – промышленная добыча в карьерах, а бизнесу – мелкая добыча, правда по общим объемам не уступающая государственной. Однако имеется небольшой нюанс. Так, несмотря на будущее разрешение добычи частным структурам, им все равно придется пройти лицензирование. А на практике это будет означать, что добычей будут заниматься лишь избранные по всем известному критерию.

Что это будут за фирмы, можно предположить, учитывая состав инициаторов законопроекта. Документ был подан группой народных избранников, среди которых нынешний губернатор Ровенской области Василий Червоний, бывший главный лесник Ровенской области, а сейчас депутат Николай Шершун, а также экс-глава Госкомлесхоза, начинавший свою трудовую карьеру в Житомирской области, Валерий Самоплавский. То есть инициаторы люди, которые не понаслышке знают обо всех проблемах добычи и районах залежей янтаря.

Конечно, вне сомнений, что в случае прямой заинтересованности сильных мира сего в отсутствии нелегальных конкурентов в сегменте добычи янтаря, доля «черных старателей» может значительно сократиться. Тогда, с учетом административных рычагов, на полную катушку заработает местная милиция и прокуратура, а таможня начнет активней закрывать нелегальные каналы. Остается только один вопрос: почему это нельзя сделать сейчас, руководствуясь исключительно государственным интересом?